Кормушки позволили самкам больших синиц не экономить энергию зимними ночами

Регулярная подкормка позволяет самкам больших синиц тратить больше энергии для обогрева зимними ночами. К такому выводу пришли исследователи, проанализировав температуру тела этих птиц на участках леса с кормушками и без них. При этом самцы сохраняли одинаковую температуру тела по ночам независимо от подкормки. Как предполагают авторы в статье для Biology Letters, причина этого различия может крыться в иерархии. Доминирующие самцы легко находят достаточно пищи, чтобы не замерзнуть зимней ночью, а самкам в отсутствие кормушек приходится жестко экономить ресурсы.

Зимой мелким воробьиным птицам приходится непросто. Дни становятся короткими, что ограничивает время на поиск корма, а холодные ночи требуют расходовать много энергии на обогрев тела. Один из распространенных способов сэкономить энергетические ресурсы — временно снижать температуру тела на несколько градусов зимними ночами. К сожалению, такая стратегия имеет свою цену и может повысить уязвимость птиц к хищникам, снизить качество их сна и нарушить ход внутриклеточных процессов.

Регулярная подкормка людьми заметно увеличивает шансы зимующих птиц на выживание. Тем не менее, пока неясно, как именно она влияет на их подход к трате ресурсов. Одно из исследований показало, что при регулярном кормлении обыкновенные лазоревки (Cyanistes caeruleus) не снижают температуру тела зимними ночами. Однако оно проводилось не с дикими птицами, а с особями, живущими в вольере.

Команда орнитологов во главе с Юханом Нильссоном (Johan F. Nilsson) из Лундского университета решила выяснить, как подкормка влияет на энергетическую стратегию диких птиц. Исследователи сосредоточили внимание на больших синицах (Parus major). Это одни из самых многочисленных зимующих птиц Европы и регулярные посетители кормушек.

Зимой 2016-2017 года ученые разместили на одном конце леса в южной Швеции одиннадцать кормушек и регулярно пополняли в них запас семян подсолнечника и арахиса. На другом конце леса не было ни одной кормушки. В середине зимы исследователи поймали 82 синицы из обоих участков леса, оценили их возраст и пол, а затем вживили им под кожу шеи термочувствительный транспондер. Сделать это было несложно, поскольку птицы предпочитали ночевать в искусственных дуплянках.

Спустя несколько недель орнитологи воспользовались вживленными датчиками, чтобы дистанционно определить температуру тела спящих синиц. В общей сложности они провели 152 измерения, как на участке с кормушками, так и там, где их не было.

Оказалось, что при регулярной подкормке самки больших синиц зимними ночами сохраняли более высокую температуру тела. Однако на энергетическую стратегию самцов наличие кормушек никак не повлияло: температура их тела была одинаковой как на участке леса с кормушками, так и там, где их не было.

Авторы полагают, что отличия в реакции на подкормку связаны с положением отдельных особей в социальной иерархии. Взрослые самцы больших синиц доминируют над самками и молодыми особями, что обеспечивает им доступ к большему количеству пищи. В результате они могут позволить себе не сокращать расходы энергии на обогрев по ночам даже в отсутствие кормушек. Напротив, самки чаще сталкиваются с нехваткой корма в течение дня, так что они вынуждены компенсировать это снижением температуры тела по ночам. При регулярной подкормке надобность в гипотермии отпадает.

Интересно, что молодые особи демонстрировали более высокую ночную температуру тела, чем самцы и самки. Ее уровень не зависел от наличия кормушек. По мнению исследователей, это может быть связано с неопытностью молодых птиц, из-за которой они выбирали неоптимальную стратегию траты ресурсов.

Некоторые птицы довели искусство выживания в холодных условиях до совершенства. Например, тундровые куропатки (Lagopus muta) со Шпицбергена ограничивают работу иммунной системы в зимний период, чтобы направить энергию на обогрев тела. А скалистые новозеландские крапивники (Xenicus gilviventris), возможно, впадают на зиму в настоящую спячку.

В американском зоопарке родился единственный в мире жираф без пятен