Молодые белые акулы у берегов Австралии предпочли скатов и пелагических рыб

Основой рациона молодых белых акул, мигрирующих у восточного побережья Австралии, оказались крупные пелагические рыбы. Тем не менее, как выяснили исследователи, эти хищницы нередко охотятся и на придонную добычу, например, скатов. Это значит, что экологические предпочтения и охотничьи навыки белых акул намного шире, чем считалось ранее, отмечают авторы статьи для журнала Frontiers in Marine Science.

Белые акулы (Carcharodon carcharias) широко известны как верховные хищники морских экосистем. Тем не менее, сведения об их рационе, особенно в молодом возрасте, остаются очень неполными, а без них ученым трудно разобраться в экологических особенностях этого вида и наладить его эффективную охрану.

Разобраться в питании белых акул решила команда специалистов во главе с Ричардом Грейнджером (Richard Grainger) из Сиднейского университета. Они сосредоточили внимание на популяции, которая мигрирует вдоль восточного побережья Австралии. Взрослые акулы встречаются здесь относительно редко, а основную массу составляют неполовозрелые особи длиной менее трех метров.

Исследователи проанализировали содержимое кишечника 52 молодых белых акул, большинство из которых погибли в сетях, установленных для защиты пляжей в штате Новый Южный Уэльс. Остатки пищи были обнаружены в 40 из них.

Оказалось, что на ранних этапах жизни важнейшее место в рационе восточноавстралийских белых акул занимают костистые рыбы (Teleostei). Самым популярным кормовым объектом оказался большой аррип (Arripis trutta), крупный вид рыб из прибрежных пелагических вод. Нередко его называют австралийским лососем, хотя к настоящим лососям он отношения не имеет. Другие костистые рыбы в рационе акул были представлены донными и рифовыми формами.

Хрящевые рыбы занимали в диете молодых белых акул меньшую долю. В основном это были различные скаты, на которых чаще охотились самцы. Головоногие моллюски и млекопитающие (в данном случае — дельфины) употреблялись в пищу еще реже. Впрочем, чем старше и крупнее были акулы, тем с больше вероятностью они охотились на морских млекопитающих.

Сравнив полученные результаты с данными из Южной Африки, ученые обнаружили, что молодые акулы из двух популяций придерживаются похожего рациона. Правда, южноафриканские особи вместо аррипов поедали в основном перуанских сардин (Sardinops sagax) и реже охотились на скатов.

По словам авторов, их исследование свидетельствует, что пищевые предпочтения и охотничьи стратегии молодых белых акул разнообразнее, чем предполагалось ранее. Хотя данный вид считается типичным охотником из верхних слоев океана, наличие в его рационе придонной добычи типа скатов указывает на способность охотиться в более глубоких водах.

Белые акулы рождаются и проводят первые годы жизни в так называемых яслях — мелководных участках океана в Средиземном море, а также у берегов Южной Африки, Юго-Восточной Австралии, Калифорнии и на западе Северной Америки. А недавно палеонтологам удалось обнаружить ископаемые ясли белых акул. Они располагались у берегов центрального Чили в эпоху плиоцена — от пяти до двух с половиной миллионов лет назад.

Ядерные испытания и авария в Чернобыле сделали баварских кабанов радиоактивными