Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Шестимесячные дети смогли отличить мажорную тональность от минорной

Караваджо, «Лютинист» (1595 год)

Wikimedia Commons

Ученые обнаружили способность различать мажорную и минорную тональности у шестимесячных детей, причем соотношение детей, которые слышат различия между тональностями и теми, кто их не слышит, оказалось таким же, как у взрослых. В исследовании, опубликованном в The Journal of the Acoustical Society of America, говорится о бимодальном распределении чувствительности детей к тональностям, которое обнаруживалось в подобных исследованиях у взрослых.

При исследовании чувствительности к мажорным и минорным тональностям у взрослых ученые уже обнаружили, что 30 процентов людей способны различать тональности, в то время как 70 процентов людей не слышат различий между этими тональностями в условиях эксперимента. При этом ни музыкальная подготовка, ни способность человека отличать быстрый темп от медленного не влияли на чувствительность к тональности.

В связи с этим ученые выдвинули гипотезу, согласно которой способность различать тональности является врожденной или приобретается в первые месяцы жизни. Если шестимесячный ребенок без какой-либо музыкальной подготовки или целенаправленного опыта взаимодействия с мажорными и минорными гаммами сможет отличить одну тональность от другой, то у этой гипотезы появляется право на жизнь.

Группа исследователей под руководством Скотта Адлера (Scott A. Adler) из канадского Университета Йорка провела эксперимент с участием тридцати шестимесячных (средний возраст 186 дней) детей разных национальностей. Основой эксперимента послужила методика подсказки Познера. В качестве тонального набора были использованы пять нот из стандартного хроматического лада одной гаммы: G5, Bb5, B5, D6 и G6. Если рассматривать G в качестве тоники, то каждый тональный набор будет содержать восемь копий каждой из нот G5, G6 и D6 (пятая ступень тональностей Соль мажор и Соль минор). Кроме того, оставшиеся восемь тонов каждой мажорной тональности включали в себя B5 (третья ступень гаммы Соль мажор), а оставшиеся восемь тонов каждой минорной тональности включали в себя Bb5 (третья ступень гаммы Соль-минор). В каждом испытании 32 тональных набора были представлены в случайном порядке. В центре экрана высвечивался красный кружок и включался тональный набор с мажорной тональностью длительностью 2,08 секунды (красный кружок исчезал вместе с окончанием звука). Через 2,5 секунды после окончания звука слева появлялся персонаж популярного мультфильма. Если звучал минорная тональность, то персонаж появлялся справа. Фактически, мажорные и минорные гаммы должны быть подсказками, с какой стороны от красного кружка появится персонаж: если ребенок слышит различия между тональностями, то движение его глаз будет направлено в сторону соответствующего персонажа.

За достоверный результат принимались движения глаз ребенка, при которых он первоначально фокусировал взгляд на красном кружке и проследил не менее половины пути от красного кружка к персонажу, чтобы считать это движение преднамеренным. Кроме того, результаты ребенка вносились в выборку, если эти два условия выполнялись не менее, чем в 65 процентах испытаний. Общая продолжительность каждого эксперимента составила около 9 минут.

Анализ полученных данных показал, что относительные показатели верных ответов к общему числу испытаний распределяются аналогично таковому у взрослых. 33 процента детей смогли отличить тональности, что соответствует показателю взрослых.

Чтобы подтвердить свою гипотезу, ученые провели еще один эксперимент, послуживший контролем для оценки случайного движения глаз у младенцев. В этом эксперименте не было никакой зависимости между тональностью звука и дальнейшим расположением персонажа на экране: он мог быть как справа, так и слева при одной и той же тональности. Эксперимент показал процент правильных ответов на уровне случайного выбора.


Сходное распределение детей и взрослых по способности дифференцировать мажорные и минорные тональности позволяет предполагать, что эта способность может быть врожденной. Однако авторы статьи говорят о необходимости дополнительных исследований в этой области из-за недостатков этого эксперимента: по данным некоторых исследований, для оценки последовательности звуков в композиции маленькие дети пользуются абсолютными показателями гармоники (звук конкретной ноты, тоны), а не относительными (тональность).

От редактора

В первоначальной версии новости были допущены неточности в терминологии и описании методики эксперимента: включался не звук с мажорной/минорной тональностью, а тоновый набор с мажорной/минорной тональностью. Приносим свои извинения читателям.
Музыка часто становится предметом изучения у маленьких детей. Например, мы рассказывали про активацию гиппокампа во сне у двухлетних детей при прослушивании знакомых им песен. Это исследование открыло новые аспекты формирования эпизодической памяти у детей.

Вячеслав Гоменюк

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.