Китайские исследователи нашли способ избавиться от складок в слоях графеновой бумаги. Для этого они погружали материал в пластификатор, растягивали, после чего вынимали и сушили под натяжением. В результате ученые смогли повысить предел прочности на растяжение в 4,7 раза по сравнению с исходным материалом, а электрическую проводимость — в 1,62 раза. Композиты на основе графеновой бумаги могут использоваться в качестве конструкционных материалов для аэрокосмической промышленности. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.
Графен обладает важными свойствами: высокой проводимостью, механической прочностью, мягкостью и низким сопротивлением при изгибе. Эти свойства делают графен привлекательным для создания прочных композитных материалов с высокой тепло- и электропроводимостью. Однако внедрение отдельных слоев графена не позволяет придать конечному материалу требуемую гибкость или достаточную прочность. Одно из возможных решений проблемы — создание графеновой бумаги.
Для создания графеновой бумаги сегодня используют либо плазмохимическое осаждение из газовой фазы, либо восстановление суспензии оксида графена в воде. Однако в обоих случаях листы оксида графена в такой бумаге содержат складки. Это неровности поверхности, которые ухудшают механические свойства графеновой бумаги. Ее жесткость при изгибе, например, уменьшается более чем в 40 раз по сравнению с обычным графеном, а предел прочности — до 453 мегапаскалей.
Китайские ученые под руководством профессора Чао Гао (Chao Gao) из Чжэцзянского университета выяснили, как бороться с этой проблемой. Они сделали из графеновой бумаги длинную ленту, похожую на фотопленку. Ее концы намотали на вращающиеся валики, а центральную часть поместили в раствор пластификатора с помощью других валиков. При этом скорость расположенных по краям ленты валиков можно было регулировать. В зависимости от соотношения скоростей валиков исследователи регулировали силу натяжения ленты. Ученые растягивали ее на восемь процентов от изначальной длины, пока лента находилась в растворе пластификатора. В качестве пластификатора исследователи выбрали этанол, молекулы которого связывали слои оксида графена с помощью водородных связей.
После пластификации ученые высушивали материал под натяжением, чтобы не допустить образование складок. В результате авторы получили распрямленную конформацию графеновой бумаги с улучшенными механическими и проводящими свойствами. Предел прочности такой бумаги оказался равен 1,1 гигапаскаль — в 4,7 раза выше, чем у конформации со складками. Модуль Юнга, который характеризует способность материала сопротивляться деформирующим его силам, вырос в 7,93 раза. При этом электрическая проводимость графеновой бумаги выросла на 62 процента — до 1,09 × 105 сименс на метр, а теплопроводность — в 2,58 раза, до 109,11 ватт на метр на кельвин.
Затем исследователи попробовали создать на основе распрямленной графеновой бумаги композиционный материал. Для этого они помещали эпоксидную смолу между двумя слоями графеновой бумаги, после чего спрессовывали их при 80 градусах Цельсия в течение 12 часов. Предел прочности такого композита оказался в 5,76 раза выше, чем у исходной эпоксидной смолы. Его электрическая проводимость при этом выросла в два раза по сравнению с аналогичным композитом, созданным на основе складчатой графеновой бумаги.
На основе такой распрямленной графеновой бумаги исследователи смогут в дальнейшем создать более эффективные мембраны, пропускающие жидкости и блокирующие ток газов. Благодаря высокому пределу прочности и низкой плотности — 1,4 грамм на кубический сантиметр — композиты на основе графеновой бумаги могут использоваться в качестве конструкционных материалов в аэрокосмической отрасли.
Ранее исследователи использовали графеновую бумагу для другой цели — создания суперконденсаторов. Для этого им пришлось сделать углеродный материал прозрачным. Кроме суперконденсаторов такая прозрачная бумага, предположительно, найдет применение в солнечных батареях.
Никита Шевцев
Термопокрывало охладит электромобиль днем и согреет ночью
Китайские инженеры создали терморегулирующий материал и термопокрывало на его основе, которое защищает электромобиль от жары и холода без дополнительных затрат энергии. Термопокрывало состоит из двух частей, одна из которых представляет собой ткань на основе диоксида кремния и нитрида бора, а вторая на основе фольги из алюминиевого сплава. Использование материала в качестве автомобильного чехла позволило в жаркую погоду сохранять температуру в салоне почти на 28 градусов ниже, чем в салоне автомобиля без чехла, а ночью поддерживать температуру батарейного блока электромобиля почти на 7 градусов выше температуры снаружи. Статья опубликована в журнале Device. Поддержание определенной температуры необходимо не только для комфортного самочувствия человека, но и для нормальной работы многих технических устройств. Например, в холодную погоду литий-ионные аккумуляторы теряют емкость, а летом в жару перегреваются, что может привести к сокращению их срока службы или даже возгоранию. Чтобы удерживать температуру в нужном диапазоне, требуется дополнительная энергия на нагрев или охлаждение, и на это может уходить довольно много энергии, особенно если речь идет о больших аккумуляторных батареях — как, например, в электромобилях. Однако существует способ регулировать температуру объекта пассивным образом, не затрачивая для этого дополнительную энергию. По такому пути пошли инженеры под руководством Кэ Хан Цуя (Kehang Cui) из Шанхайского университета транспорта. Они разработали материал, который за счет своих излучательных свойств позволяет регулировать радиационный нагрев и охлаждение, и изготовили из него термопокрывало, которое назвали «термальный плащ Януса». Название в честь двуликого бога из римской мифологии отражает двухстороннее строение материала. Внешняя его сторона играет роль солнцезащитного инфракрасного радиатора, а внутренняя — роль широкополосного инфракрасного отражателя. Внешняя часть материала изготовлена из тонких волокон на основе диоксида кремния, которые покрыты наночастицами нитрида бора с гексагональной кристаллической решеткой. Волокна материала переплетаются вместе и образуют ткань. С обратной стороны к ней прикрепляется внутренний слой, изготовленный из алюминиевого сплава. Внешняя и внутренняя стороны материала обладают различными оптическими свойствами: сторона с тканью имеет высокий коэффициент отражения солнечного света до 96 процентов, а также высокую излучательную способность до 97 процентов в инфракрасном диапазоне, совпадающем с атмосферным инфракрасным окном с длинами волн от 7 до 14 микрометров, в то время как фольга из алюминиевого сплава, расположенная с обратной стороны, обладает высокой отражательной способностью со значением около 93 процентов и не имеет потерь во всем инфракрасном диапазоне (5-16,7 мкм). Это позволяет плащу отражать большую часть падающего солнечного излучения и при этом остывать за счет излучения фотонов в инфракрасном диапазоне. В то же время с внутренней стороны происходит рециркуляция фотонов, излученных объектом — они отражаются от материала. Для оценки эффективности термального плаща исследователи провели испытания с использованием двух электрокаров, припаркованных на открытом воздухе в типичных погодных условиях в Шанхае. Один из автомобилей был укрыт термочехлом. В то время как температура салона незакрытого автомобиля достигала 51 градуса Цельсия в полдень, температура салона автомобиля, укрытого чехлом, была на 27,7 градуса ниже. И на 7,8 градуса ниже значения температуры на улице. Температура батарейного блока автомобиля без чехла соответствовала температуре окружающей среды, в то время как температура батареи электромобиля, укрытого материалом, была на 8 градусов ниже дневной температуры. В зимнюю ночь, когда уличная температура опускалась ниже нулевой отметки, термочехол помогал удерживать температуру батарейного блока на 6,8 градуса Цельсия выше, чем снаружи. Инженеры отмечают, что материал термопокрывала разработан таким, чтобы его можно было масштабировать в производстве. Для этого им пришлось пойти на некоторые компромиссы. Например, использование более тонких волокон кремния повысило бы солнечную отражательную способность, но они были бы менее прочными и не могли бы быть изготовлены с использованием промышленных технологий, уже существующих на рынке. Кроме того, используемые материалы, включая алюминий, кремний и нитрид бора, являются недорогими, что делает плащ легким, прочным и огнестойким. Он может использоваться не только для изготовления автомобильных чехлов, но и, например, в качестве материала для покрытия зданий и даже космических аппаратов. Ткани на основе материалов с разными излучательными свойствами могут использоваться и для создания одежды. Например, недавно мы рассказывали о бельгийских физиках, которые спроектировали ткань, одежда из которой может быть теплой или очень легкой в зависимости от того, какой стороной она надета. Это достигается за счет разницы между излучательными свойствами двух сторон ткани.