Китайские палеонтологи нашли в кембрийских отложениях возрастом 512 миллионов лет скопление плеченогих с многочисленными трубками на раковинах. Трубки, по всей видимости, принадлежали каким-то другим беспозвоночным и располагались так, что сидящие в них могли забирать часть пищи у плеченогих. Это пока древнейший документированный пример клептопаразитизма — периодического присвоения чужих ресурсов, пишут ученые в Nature Communications.
Паразитические отношения — случаи, когда один организм отбирает часть ресурсов у другого, обычно не убивая его, — в живой природе встречаются очень часто. Есть основания полагать, что именно они во многом определяют развитие экосистем и заметно влияют на эволюцию организмов. Группы организмов, представленные исключительно паразитами, например миксоспоридии, появились в кембрии или раньше. Это показывают молекулярно-генетические исследования, но все найденные пока ископаемые со следами повреждений, точно нанесенных паразитами, а не кем-то еще, датируются более поздним периодом — ордовиком, силуром или даже девоном.
Палеонтологи из Северо-Западного университета Китая под руководством Чжифея Чжана (Zhifei Zhang) обнаружили, вероятно, самое древнее свидетельство паразитических отношений. Они проводили раскопки в кембрийских отложениях возрастом примерно 512 миллионов лет в Гуаньшане, провинция Юньнань, и нашли там скопление останков плеченогих (брахиопод). У многих на внешней стороне раковины были заметны наросты в виде трубок, расходящихся в стороны, как лучи веера.
Плеченогому дали видовое название Neobolus wulongqingensis. У брахиопод на раковинах не бывает трубчатых выступов, поэтому ученые посчитали, что трубки принадлежали каким-то другим животным. N. wulongqingensis с чужеродными выростами на раковинах оказались в среднем мельче, чем те, чьи раковины были свободны от наростов. Это указывает на то, что жители трубок забирали часть ресурсов у брахиопод, то есть паразитировали на них. Тем не менее, от количества паразитов на плеченогом его масса не зависела: тот, у кого их было два, не обязательно был крупнее того, на ком нашли 15 трубок. Прямой зависимости состояния хозяина от количества его паразитов, к слову, почти никогда не наблюдается.
Исследователи смоделировали, как обитатели трубок могли бы пользоваться ресурсами N. wulongqingensis. Палеонтологи заметили, что чаще всего наросты располагались на линиях, по которым вода входит внутрь брахиоподы, когда та питается. Плеченогие — фильтраторы, они втягивают внутрь воду за счет тока, создаваемого ресничками на «руках», расположенных внутри раковины. Если животные в трубках всасывали часть воды, которую пыталось поглотить плеченогое, их стоит считать клептопаразитами — организмами, которые буквально крадут у других пищу или другие ресурсы. Таким образом, если предположения авторов верны, хозяева трубок на N. wulongqingensis — древнейшие из ныне известных клептопаразитов, оставивших после себя материальные следы.
Чуть позже N. wulongqingensis на Земле жили радиодонты, формой напоминающие корабль «Тысячелетний Сокол» из «Звездных войн», а незадолго до него — похожие на свастику трибрахидии, которые поглощали питательные вещества всей поверхностью тела.
Светлана Ястребова