Одним из новых родственников космической «коровы» оказалась «коала»

Астрономы смогли отыскать двух родственников космической «коровы» — необычно мощного транзиента AT2018cow в созвездии Геркулеса. Транзиенты, получившие обозначения ZTF18abvkwla (или «коала») и CSS161010, обнаружены в карликовых галактиках, а астрономы связывают их с образованием или активностью черных дыр. Статьи (1, 2) опубликованы в журнале The Astrophysical Journal.

Одним из наиболее малоизученных и интересных типов кратковременных оптических транзиентов считается FBOT (Fast Blue Optical Transients), которые отличаются чрезвычайно быстрым увеличением яркости (менее 12 дней до пика), мощным потоком оптического излучения (более 1043 эрг в секунду) и голубым цветом. Впервые этот тип был выделен в 2014 году, однако общую известность приобрел только в середине 2018 года, когда в галактике, расположенной в 200 миллионах световых лет от Солнца в созвездии Геркулеса, был зарегистрирован транзиент AT2018cow, неофициально обозначенная как «корова». Считается, что FBOT представляют собой различные плохо изученные финальные этапы жизни массивных звезд: например, «корову» объяснили образованием черной дыры при коллапсе звезды, которая затем стала поглощать выброшенное ей вещество.

Теперь список известных FBOT пополнился двумя новыми транзиентами. Свойства первого, получившего обозначение ZTF18abvkwla (или «коала») и обнаруженного в сентябре 2018 года в рамках обзора ZTF 1DC, исследовала группа астрономов во главе с Анной Хо (Anna Ho) из Калифорнийского технологического института. Результаты анализа наблюдений в рентгеновском и радиодиапазонах второго транзиента CSS161010, открытого в октябре 2016 года в рамках обзоров SRTS и ASAS-SN, опубликовала другая группа исследователей во главе с Дин Коппеянс (Deanne Coppejans) из Северо-Западного университета.

Наблюдения за CSS161010 указали на интенсивные потоки рентгеновского и радиоизлучения, при этом поток радиоизлучения достиг своего пика примерно через сто дней после начала вспышки, а затем стал быстро спадать. Это объясняется столкновением релятивистского (0,55 скорости света) оттока вещества с плотной окружающей средой. Подобный отток, в свою очередь, считается результатом асферического взрыва богатой водородом массивной звезды с последующим образованием либо нейтронной звезды, либо черной дыры. Не исключается, однако, версия приливного разрушения звезды черной дырой промежуточной массы.

Поведение транзиента ZTF18abvkwla оказалось схоже как с AT2018cow, так и с CSS161010. Данные наблюдений показывают быстро нарастающий и спадающий (в течение двух-трех дней) интенсивный поток видимого излучения, а также интенсивный поток радиоизлучения, который достигает пика через 80 дней после начала вспышки. Подобные свойства транзиента также считаются результатом столкновения релятивистского (0,38 скорости света) выброса, возможно порожденного черной дырой, с плотной окружающей средой.

Еще одним свойством, объединяющим два новых транзиента, оказалось то, что они были обнаружены в далеких карликовых галактиках с небольшим уровнем металличности. Дальнейший поиск подобных транзиентов и их детальное изучение в различных диапазонах волн должны позволить разобраться в физике процессов, приводящих к таким событиям.

Ранее мы рассказывали о том, как телескоп «Кеплер» помог связать кратковременные вспышки типа FELT с прохождением ударной волны от сверхновой сквозь оболочку звезды-прародителя.

Solar Orbiter увидел крошечные джеты в короне Солнца