Пространственный анализ австралийских пожаров указал на недостатки природоохранной политики

На фоне изменения климата лесные пожары в Австралии заметно усилились в XXI веке: они стали поражать большие площади с короткими интервалами. В исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, ученые предложили сократить объем производства древесины, расширить площади заповедных территорий и контролировать численность инвазивных травоядных в затронутых огнем экосистемах.

Ежегодно и степные пожары наносят катастрофический ущерб экосистемам, экономике и зачастую приводят к человеческим жертвам. В 2019 году в мире в наибольшей степени от пожаров пострадали Демократическая Республика Конго, Россия, Австралия и Бразилия — в России в одной только сибирской тайге пожары охватили более пяти миллионов гектаров леса, общая же площадь возгораний в нашей стране

15 миллионов гектаров земель ежегодно.

По оценкам ученых, самым пожароопасным континентом за последние годы стала Австралия, и стихийные бедствия на ее территории уже усугубляются из-за климатических изменений. В 2019 году от австралийских пожаров пострадало около 12 миллионов гектаров лесных и сельскохозяйственных угодий, погибло порядка миллиарда животных, причем 700 видов фауны считаются навсегда утраченными.

Ученые под руководством Дэвида Линдермайера (David B. Lindenmayera) из Австралийского национального университета провели пространственный анализ пожаров, происходивших последние десятилетия на востоке Австралии в штате Виктория, опираясь на спутниковые снимки и данные отчетов лесного хозяйства с 1950 года.

Авторы исследования установили, что площади пожаров в штате Виктория стали значительно больше после 2000-ного года (p<0,05), а промежутки времени между крупными пожарами начали сокращаться: естественные интервалы возврата для лесов царственного эвкалипта Eucalyptus regnans составляют 75-150 лет, в XXI же веке пожары в этих экосистемах происходили с периодичностью 5-6 лет.Также ученые отметили, что искусственные насаждения, выращенные для лесной промышленности, уничтожались пожарами более интенсивно и хуже восстанавливались — развитие этой отрасли несет неоправданные риски для экосистем Австралии, и возможная прибыль не способна покрывать издержки на ликвидацию последствий стихийных бедствий.

Экологи обозначили ряд мер, которые способны снизить ущерб от лесных пожаров в ближайшие десятилетия даже на фоне изменений климата, которые делают эти стихийные бедствия все более обширными и продолжительными. Они предложили снизить темпы добычи дерева в штате — постоянная вырубка насаждений приводит к появлению молодого древостоя, который крайне уязвим для пожаров. Также ученые упомянули о необходимости расширить заповедные территории и не бросать на произвол судьбы участки леса, уже затронутые пожарами: их быстро заселяют инвазивные травоядные виды, которые не дадут экосистемам восстановиться до устойчивого уровня, при котором они смогут дать приют сотням эндемичных видов Австралии.

Противостояние лесным пожарам — важнейшая задача общества, которая требует комплексного подхода к управлению природными ресурсами. К примеру, в Бразилии были достигнуты определенные успехи в сокращении вырубки лесов, но усилившиеся в 2015 году пожары свели на нет полученные экосистемные выгоды. В материале «Гореть естественно» мы описали природоохранные проблемы России в области лесного хозяйства, которые привели к обширным пожарам в сибирской тайге в 2019 году.

«Оттепель: Действующие лица»