Британские исследователи выяснили, что процесс полового созревания собак может сопровождаться проблемами с поведением и нарушением привязанности к опекуну — точно так же, как и у людей. Оказалось, к примеру, что у тех сук, которые меньше привязаны к хозяевам, первая течка наступает гораздо раньше, чем в среднем у представителей породы, а в возрасте восьми месяцев (примерный пубертат собак) щенки перестают слушаться команд — причем в основном от хозяев, а не от чужих людей. Об этом пишут ученые в Biology Letters.
Из-за активной работы гормонов и сопутствующих изменений в организме поведение человека в подростковом возрасте может сильно меняться: дети становятся более конфликтными, а также у них, к примеру, чаще проявляется рискованное поведение. Связь между поведенческими факторами и ранним пубертатом, по-видимому, двусторонняя: половое созревание быстрее наступает у подростков, которые менее привязаны к своим родителям и в принципе чаще идут с ними на конфликт — даже будучи ребенком.
Люси Ашер (Lucy Asher) из Университета Ньюкасла и ее коллеги предположили, что половое созревание собак проходит по тому же сценарию и также регулируется отношениями с опекуном — человеком. Сначала они решили оценить, как связан возраст полового созревания у собак и их привязанность к хозяину, и опросили для этого владельцев 70 сук. Участники исследования ответили на вопросы о том, предпочитали ли их питомцы сидеть поближе, будучи щенками, а также тяжело ли они переносили разлуку.
Показатель привязанности к хозяину коррелировал с возрастом полового созревания, а именно — наступления первой течки. У щенков, которые в пятимесячном возрасте (средний предпубертатный возраст для собак) были менее привязаны к своим хозяевам, течка наступала существенно раньше, чем в среднем характерно для их породы (p = 0,0004).
Далее ученые проследили за тем, как от возраста (и, соответственно, определенного периода зрелости) собаки зависит то, становится ли она более послушной. Для этого ученые проверили, как собаки (суки и кобели, всего 93 щенка) подчиняются команде «сидеть» в пятимесячном и затем — в восьмимесячном (то есть предпубертатном и пубертатном) возрасте.
В подростковом возрасте собаки реже слушались команд, но только в том случае, когда команды давали их хозяева, а не незнакомцы, причем в предпубертатном пятимесячном возрасте такого не наблюдалось (p = 0,044). По словам авторов, это соотносится с данными, которые были получен в исследовании эффективности дрессировки и ее зависимости от возраста: самыми непослушными при обучении оказывались как раз восьмимесячные собаки-подростки (p = 0,001). Опросники, которые заполнили владельцы собак, также указали на то, что поведенческие проблемы в подростковом возрасте питомцев были связаны с меньшей привязанностью к хозяину (p < 0,001).
Длительный процесс одомашнивания позволил собаке комфортно уживаться с человеком и даже становиться полноправным членом принимающей семьи. Это, как показали авторы новой работы, принесло и негативные последствия, сделав поведение растущих щенков проблемным — в чем-то схожим с поведением растущих детей. Однако исследователи уточняют, что такое поведение, как и переходный возраст подростков, временное — и точно проходит быстрее, чем у детей.
Вообще, соотнести возраст собаки с возрастом человека (чтобы, например, узнать, не достиг ли уже щенок пубертата) не так просто, но осенью прошлого года ученые придумали для этого довольно простую формулу.
Елизавета Ивтушок