Американские ученые выяснили, что собаки могут подчиняться командам человекоподобных роботов, но при этом не слушаются, если команда исходит от обычной колонки. В своей работе исследователи использовали японского робота Nao: собаки долго смотрели на него, когда он называл их кличку, а также садились, если робот приказывал им сидеть. Работа была представлена на конференции HRI (Human-Robot Interaction) 2020, которая прошла в марте в онлайн-режиме.
Одно из основных отличий умных устройств от стандартных заключается в том, как пользователь их воспринимает. К примеру, обычная аудиосистема воспринимается просто как колонка, которая подает звук; умные колонки, в свою очередь, — это уже что-то вроде собеседника и помощника, а человекоподобные роботы нередко воспринимаются почти как полноправные члены общества, которые могут иметь свои интересы и эмоции.
С роботами, однако, взаимодействуют не только люди, но их питомцы, поэтому интересно проследить за тем, как умные технологии воспринимают они. Заняться этим решили исследователи из Йельского университета во главе с Брайаном Скаселатти (Brian Scasselatti). В их исследовании приняли участие 34 домашние собаки разных возрастов: важным критерием для участников было то, что все они должны были слушаться команды «сидеть».
Собак разделили на две группы: первая слушала команды от человекоподобного робота Nao, а вторая — от обычной колонки. Во время эксперимента рядом с животными также находились их хозяева и экспериментатор.
В первом эксперименте исследователи оценивали реакцию собак на то, как либо робот, либо колонка зовет их по имени: ученые использовали заранее сделанные записи того, как экспериментатор-женщина проговаривает кличку собаки. Основным показателем реакции собак было направление их взгляда — его оценивали по видео.
До того, как собаки услышали свое имя, они предпочитали смотреть на своих хозяев или экспериментатора, а также на другие предметы, не обращая особого внимания ни на колонку, ни на робота. Те собаки, которых позвал по имени робот, обратили на него внимание, а вот на колонку никто внимания все равно не обращал.
Во втором эксперименте и робот, и колонка давали собаке команду «сидеть» — сразу после того, как называли ее по имени. Те собаки, которым говорил сесть робот, также больше на него смотрели и чаще слушались, чем собаки, которыми командовала колонка.
Важно учесть, что робот, который давал команду собаке, держал в руке угощение, которое собака получала, если садилась по его команде, а динамик только хвалил собаку, но никакого угощения она не получала. Авторы, однако, отметили, что собаки слушались робота еще до того, как поняли, что получат за выполнение команды угощение, а также привели в пример работу, в которой ученым не удалось научить собак слушаться команд от динамиков даже используя угощение. Кроме того, динамик, в отличие от робота, угощение дать не может: для этого бы пришлось использовать экспериментатора или хозяина собаки, и это бы нарушило чистоту эксперимента.
Роботы, как отметили авторы работы, в действительности производят впечатление активных социальных субъектов — причем не только для людей, но и для собак. О том, что с роботом можно взаимодействовать как с человеком, собакам могут сигнализировать те же самые параметры: внешний вид робота, голосовые команды, а также жесты, которыми он команды сопровождает.
Для удачной коммуникации между роботом и питомцем роботы тоже должны узнавать собак и понимать, как с ними взаимодействовать. Пример такого робота — шарик Ballie, который в январе представила компания Samsung: встроенная в него камера может распознавать питомцев и даже отправлять их хозяевам записи видео с ними.
Елизавета Ивтушок