Российский судостроительный комплекс «Звезда, расположенный в городе Большой Камень Приморского края, 12 мая 2020 года спустил на воду первый танкер типа «Афрамакс» российской постройки проекта 114К. Согласно сообщению предприятия, подготовка к спуску судна, получившего имя «Владимир Мономах», заняла почти сутки.
Строительство танкера «Владимир Мономах» велось судостроительным комплексом «Звезда» с 2018 года. Длина судна составляет 250 метров, ширина 44 метра. Танкер имеет дедвейт (полную грузоподъемность) 114 тысяч тонн и способен передвигаться по морю на скорости до 14,6 узла.
Как отмечает bmpd, «Владимир Мономах» был построен в России лишь частично. Технически сложные носовая и кормовая секции танкера построила южнокорейская компания Hyundai Samho Heavy Industries. Именно на ее проекте танкеров типа «Афрамакс» основан российский проект 114К. Секции были доставлены «Звезде» морским путем. На российской верфи были собраны только грузовые секции танкера.
Как ожидается, полная локализация производства танкеров типа «Афрамакс» проекта 114К произойдет не раньше 2024-2025 года. В общей сложности комплекс «Звезда» получил заказы на строительство 12 танкеров «Афрамакс», четыре из которых, не считая «Владимира Мономаха», уже строятся приморским предприятием. Согласно действующему плану, первые пять танкеров типа «Афрамакс» получит компания «Роснефть».
Судостроительный комплекс «Звезда» был основан в 2009 году на базе судоремонтного Дальневосточного завода «Звезда», работавшего с 1954 года и занимавшегося преимущественно ремонтом и утилизацией военных кораблей, в том числе атомных подводных лодок.
Комплекс был основан как совместное предприятие Объединенной судостроительной корпорации и южнокорейской компании Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering. Российская сторона контролирует 80 процентов проекта. Строительство комплекса ведется в две очереди, первая из которых была завершена к 2018 году.
В рамках первой очереди были построены блок корпусных производств, окрасочные камеры, открытый тяжелый достроечный стапель и транспортно-передаточный док. Во вторую очередь, завершить которую планируется к 2024 году, войдут сухой док и дополнительные производственные цеха полного цикла для строительства крупнотоннажных судов и морской техники.
Строительство сухого дока началось в 2018 году. Это будет самый большой док в России. Его планируется использовать для строительства крупнотоннажных судов, включая арктический танкер-газовоз проекта «Арктик СПГ», атомных ледоколов и танкеров типа «Афрамакс». Длина бассейна составит 485 метров, ширина — 114 метров, а глубина — 14 метров.
Василий Сычёв
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.