Окаменелости шлемоголового свистуна указали на теплое прошлое Антарктиды

На острове Сеймур в Антарктике впервые обнаружили останки амфибии из рода шлемоголовых свистунов (Calyptocephalella). Род существует и по сей день, но его представители сейчас встречаются только на территории Чили. Вероятно, что 40 миллионов лет, когда найденный шлемоголовый свистун был жив, климат в части Антарктиды был примерно таким же, как в Вальдивских лесах Чили в наши дни, — умеренным и влажным. Научная статья опубликована в Scientific Reports.

Антарктида долгое время наряду с Австралией, Южной Америкой, полуостровом Индостан и некоторыми другими частями суши входила в состав континента Гондваны. В мезозое Гондвана начала распадаться, а в кайнозое этот процесс завершился. Одним из последних, около 41 миллиона лет назад (в эоцене), появился пролив Дрейка между Антарктидой и Южной Америкой.

Хотя считается, что это событие привело к резкому похолоданию климата в Антарктике (через пролив прошло холодное течение по кругу, который до того не мог замкнуться), ученые предполагают, что ледниками материк стал покрываться еще до открытия пролива. Аргументом в пользу этой точки зрения служит то, что останков млекопитающих эпохи эоцена в Антарктиде нашли очень мало, а животных, не способных поддерживать постоянную температуру тела — амфибий, рептилий и пресноводных рыб — не обнаруживали.

На острове Сеймур в северной части Антарктики в ходе раскопок 2011–2013 годов шведские и аргентинские исследователи нашли череп и подвздошную кость амфибии из отряда бесхвостых — впервые в этой географической области Останки измерили и подвергли сканирующей микроскопии, чтобы получить детальное изображение их поверхности. Строение костей сравнили с данными компьютерной томографии скелетов других амфибий с сайта Morphosource.

Ученые установили, что останки животного из Антарктики принадлежали земноводному из семейства Calyptocephalellidae, его центральному роду — шлемоголовых свистунов (Calyptocephalella; также существуют свистуны и андские свистуны, но они представляют собой отдельные семейства). До наших дней дожил только один вид шлемоголовых свистунов — Calyptocephalella gayi. Он обитает во влажных лесах Чили. В миоцене и эоцене представители рода встречались еще и в аргентинской части Патагонии, но затем вымерли — предположительно, из-за того, что климат там стал суше и прохладнее.

Ученые собрали данные о среднемесячных температурах и количестве осадков в местности, где сейчас обитают шлемоголовые свистуны. Главным образом это смешанные Вальдивские леса в предгорьях чилийских Анд. На основе этой информации исследователи сделали вывод, каким мог быть климат на территории, где обнаружили нового Calyptocephalella.

Получилось, что 40 миллионов лет назад на севере Антарктики должно было выпадать не менее 900 миллиметров осадков за год, средняя температура самого холодного месяца не должна была опускаться ниже 3,75 градуса Цельсия, а самого теплого — 13,79 градуса. Вероятно, современные местообитания шлемоголовых свистунов станут удобной моделью для изучения климата Антарктики, каким он был в эоцене.

Участки суши, которые сейчас составляют Южный континент, были покрыты растительностью около двухсот миллионов лет. За это время там успело смениться множество экосистем. О том, какие еще палеонтологические объекты обнаружили на острове Сеймур и других частях региона, читайте в материале «Зеленая Антарктида».

Пол гоминин возрастом более двух миллионов лет установили по белкам зубной эмали