Гигантские меловые акулы птиходы росли очень медленно, были живородящими и приносили мало потомства, сообщается в PLoS ONE. Такой вывод палеонтологи сделали на основе строения позвонков Ptychodus, которые обнаружили на северном побережье Испании. Исследователи предполагают, что названные особенности птиходов могли способствовать их вымиранию.
Акулы — хрящевые рыбы, и их скелет редко окостеневает. Это причина, по которой ископаемые виды акул представлены по большей части зубами, и восстанавливать их облик приходится именно по зубам (они тверже хряща, который редко кальцифицируется, и лучше сохраняются). Швейцарский зоолог Луи Агассис еще в 1835 году описал зубы ископаемых акул со множеством складок и назвал их обладателя Ptychodus, от древнегреческих πτυχός — «дощечка», «слой» и ὀδούς — «зуб». Предположительно, такое строение зубов помогало птиходам перемалывать раковины моллюсков и другую твердую пищу, то есть они были дурофагами.
Птиходы, как и все семейство птиходонтид, жили в меловом периоде 125–72 миллиона лет назад. Судя по размеру ископаемого материала, они могли достигать длины 10 метров и более. Строение немногочисленных позвонков, которые обнаружили рядом с зубами птиходов, говорит о том, что они были близки современным акулам, хотя этот вопрос еще окончательно не прояснен.
Палеонтологи Патрик Джамбура (Patrick L. Jambura) и Юрген Кривет (Jürgen University Kriwet) описали позвонки и фрагменты чешуи птихода, которые в 1996 году обнаружил немецкий студент Курт Опперман (Kurt Oppermann) у Сото де ла Марина (провинция Кантабрия, Испания). Хотя рядом не нашлось акульих зубов, особенности строения этих позвонков указали ученым на то, что они имеют дело с представителем рода Ptychodus. Морские ежи и двустворчатые моллюски, чьи останки залегали в том же слое, были характерны для сантонского яруса (86,3–83,6 миллиона лет назад).
Центры позвонков птихода имели двояковогнутую форму и были почти круглыми. На поперечных срезах было видно множество концентрических кругов («годичных колец»), отражающих возраст животного — 31 год. По размеру позвонков определили примерную длину акулы — от 430 до 707 сантиметров в зависимости от того, пропорции какого вида брали за основу.
Интересно, что расстояние между «годичными кольцами» практически не менялись с возрастом животного. Значит, скорость его роста не снизилась перед гибелью. Возможно, птиход, которому принадлежали найденные позвонки, в момент гибели еще не был половозрелым. Если это так, то длина взрослых акул вполне могла достигать 10 метров. Самое первое кольцо имело диаметр 3,7 миллиметра. Оно отражает размер позвонка при появлении рыбы на свет, и по нему можно вычислить общую длину тела. Она, по предположениям ученых, у птихода из Испании достигала 65–107 сантиметров. Такие размеры имеют многие детеныши современных живородящих акул.
По совокупности этих данных палеонтологи предположили, что птиходы были живородящими, медленно росли и поздно достигали половой зрелости. У живородящих видов потомство, как правило, менее многочисленно, чем у тех, кто откладывает икру. Вероятно, представители рода Ptychodus были K-стратегами. Современные K-стратеги — синие киты, слоны, человекообразные обезьяны. Все они медленно распространяются и за счет этого могут быть особенно чувствительны к изменениям в окружающей среде. Джамбура и Кривет предполагают, что K-стратегия — долгий рост, большой размер и низкая плодовитость — могла стать причиной, по которой птиходы вымерли.
Мы уже писали о находках Патрика Джамбуры и его коллег. В прошлом году он анализировал строение зубов Palaeocarcharias stromeri. В них не нашли ортодентина, и это подтвердило, что палеокархариас является предком отряда ламнообразных акул. Отсутствие данного вещества — отличительный признак этой систематической группы. Из современных рыб к ламнообразным относится, например, белая акула.
Светлана Ястребова