Дети, которые боялись незнакомых вещей, людей и ситуаций в возрасте 14 месяцев, выросли сдержанными, замкнутыми и склонными к тревожным расстройствам. Чтобы выяснить это, более 150 человек трижды тестировали в течение 25 лет. Ученые также определили, что риск развития тревожности и депрессии у людей, которые были застенчивыми в детстве, можно оценить по чувствительности к ошибкам на электроэнцефалограмме в подростковом возрасте. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Некоторые дети особенно настороженно относятся к незнакомым объектам и ситуациям, боятся всего нового и избегают незнакомцев — это называется поведенческим ингибированием. Это понятие близко к застенчивости, но проявляется не только по отношению к людям, но и предметам, например, игрушкам. У застенчивых детей в четыре-шесть раз возрастает риск развития тревожности, им сложнее налаживать социальные контакты и проявлять эмоции.
О долгосрочном влиянии темперамента младенца на его жизнь мы знаем немного. Всего в двух исследованиях удалось проследить за развитием детей с поведенческим ингибированием на протяжении одного-двух десятилетий. Когда они становились взрослыми, у них возрастал риск депрессии, им было сложнее найти работу или партнера. У этих наблюдений был ряд ограничений: их начинали, когда детям было от трех до шести лет, а поведенческое ингибирование оценивали с помощью субъективных опросов родителей или учителей. Кроме того, в исследованиях не анализировали нейрофизиологические процессы участников.
Американские ученые под руководством Альвы Тан (Alva Tang) из Мэрилендского университета в Колледж-Парке провели лабораторные тесты на поведенческое ингибирование у 165 детей в возрасте 14 месяцев. Детей знакомили с новыми людьми или игрушками и наблюдали за их реакцией. Когда участникам исследования исполнилось 15 лет, у них записали электроэнцефалограмму во время выполнения теста на концентрацию внимания и когнитивный контроль (фланговой задачи). Наконец, в возрасте 26 лет те же люди заполнили опросник о личности, социальных отношениях и уровне тревожности.
Люди, уровень поведенческого ингибирования которых был высоким в раннем детстве, становились более сдержанными (p < 0,001), меньше общались с друзьями и семьей (p = 0,021) и были более склонны к депрессии и тревожности (p = 0,037). Застенчивость в детстве не была связана с образованием или карьерой участников исследования.
На электроэнцефалограмме подростков, которые в детстве проявляли поведенческое ингибирование, анализировали амплитуду отрицательного пика, связанного с распознаванием ошибки. Она коррелировала со склонностью к тревожным расстройствам во взрослом возрасте (p = 0,007). Параметр показывает, насколько человек чувствителен к ошибкам. По нему можно оценивать риск развития психических расстройств у детей с поведенческим ингибированием.
Не только у людей события раннего возраста определяют характер и поведение взрослых. Например, излишняя опека матери в первые недели жизни щенков влияет на их когнитивные способности и характер на протяжении всей жизни. В том числе, у таких животных меньше шансов успешно сдать тест на собаку-поводыря.
Алиса Бахарева