ВМС США дали старт программе Hammerhead, предполагающей разработку самотранспортируемых противолодочных мин-торпед. Как пишет Breaking Defense, действующий план предусматривает поставку 30 прототипов мин-торпед в 2021 финансовом году (начнется 1 октября 2020 года). При этом в 2023 году ВМС США рассчитывают получить первые образцы боеприпасов серийного образца.
До 2001 года на вооружении ВМС США стояли морские мины-торпеды Mk.60 CAPTOR. Такая мина представляла собой цилиндрический контейнер длиной 3,7 или 3,4 метра, в котором размещалась стандартная торпеда Mk.46 с системой активного и пассивного акустического наведения.
Мины CAPTOR доставлялись на место с помощью кораблей, самолетов или вертолетов. После попадания в воду от контейнера отделялся якорь, к которому мина была прикреплена с помощью троса. После постановки мина переходила в ждущий режим. Максимальная глубина постановки мины составляла 900 метров.
Боеприпас был способен определять шумы подводных лодок на дистанции до одной тысячи метров и игнорировать шумы надводных кораблей. После обнаружения подводной лодки CAPTOR вертикально запускал торпеду Mk.46, которая затем на скорости более 30 узлов (55,5 километра в час) шла к цели. Дальность действия торпеды составляет 7,3 километра.
Согласно требованиям американских военных, новая мина-торпеда Hammerhead должна быть самотранспортируемой, то есть, по сути, представлять собой автономный необитаемый подводный аппарат. Мина должна иметь якорь, систему управления и связи, систему обнаружения подводных лодок и двигатель. Hammerhead также планируется оснастить торпедой Mk.46.
Приглашения принять участие в программе разработки самотранспортируемой мины получили 16 американских компаний. Другие подробности о новой программе пока не раскрываются.
В 2018 года сообщалось, что разработчики из турецких компании Albayrak Savunma и Черноморского технического университета занялись созданием нового вида подвижных морских мин, замаскированных под морских скатов. Новые боеприпасы будут управляться с помощью шифрованных гидроакустических сигналов. Разработка ведется в рамках проекта Wattozz.
Василий Сычёв