Блокировка интерлейкина снизила недостаточность костного мозга при лейкемии

Ученые из США выяснили, что причиной недостаточности костного мозга при остром миелоидном лейкозе является не физическое заполнение патологическими клетками, а повышение концентрации интерлейкина 6. После того, как мышам с лейкозом ввели антитела к интерлейкину 6, концентрация гемоглобина и миелоидных клеток-предшественников в их крови увеличилась, также увеличилась продолжительность жизни животных. Статья опубликована в журнале Science Translational Medicine.

Острый миелоидный лейкоз — злокачественная опухоль, при которой в костном мозге или периферической крови накапливаются патологические миелоидные клетки-предшественники. В результате нарушается работа костного мозга, снижается количество эритроцитов, тромбоцитов и нормальных лейкоцитов. У пациентов, которые достигают ремиссии, кроветворение восстанавливается, а значит, механизмы его возникновения обратимы.

Принято считать, что недостаточность костного мозга возникает в результате его физического заполнения патологическими клетками. Но ее признаки есть и у пациентов, у которых не так много лейкемических клеток. Значит, возможны и другие механизмы нарушения работы костного мозга. Известно, что лейкемические клетки поглощают тромбопоетин и выделяют медиаторы воспаления, что мешает процессу кроветворения.

Ученые из Стэнфордского университета под руководством Тянь Чжан (Tian Zhang) проанализировали данные о количестве бластных (незрелых) форм лейкоцитов в крови 293 пациентов с острым миелоидным лейкозом и проверили, есть ли корреляция этого параметра с количеством кровяных телец.

Затем лейкемические клетки человека пересадили мышам и следили за развитием цитопении (нехватки клеток крови). У мышей к тому же удаляли селезенку, так как предварительные исследования показали, что она компенсирует недостаточность костного мозга, активируя кроветворение.

Исследователи не обнаружили корреляции между количеством бластных лейкоцитов в костном мозге и цитопенией — следовательно, физическое заполнение костного мозга лейкемическими клетками не нарушает кроветворение. У мышей без селезенки, которым пересадили незрелые патологические лейкоциты, развилась цитопения, но она также не была связана с переполнением костного мозга. Количество гематопоэтических стволовых клеток и предшественников у таких животных было снижено (p < 0,001), однако количество проэритробластов (самой ранней стадии развития эритроцитов) не отличалось от контроля. Авторы предположили, что лейкоз блокирует дифференцировку миелоидных клеток именно на этом этапе.

Чтобы узнать, какие факторы лейкемических клеток влияют на дифференциацию клеток костного мозга, авторы провели РНК-секвенирование бластных клеток пациентов с острым миелоидным лейкозом. Одновременно провели мультиплексный анализ белков в секрете лейкемических клеток и в костном мозге. Во всех трех анализах обнаружили повышенную концентрацию интерлейкина 6 (IL-6). Мышам, которым пересадили лейкемические клетки человека, ввели антитела к IL-6. Уже через две недели после этого у животных концентрация гемоглобина и миелоидных предшественников клеток (p < 0,01) в крови была увеличена по сравнению с контролем. Продолжительность жизни этих мышей увеличилась.

Острый миелоидный лейкоз излечим, но имеет свойство возвращаться. Эффективной в предотвращении рецидивов оказалась пересадка гемопоэтических клеток от здоровых доноров.

Врачи извлекли из мозга австралийки паразитического червя питонов