В вымираниях мезозойской эры обвинили вулканы

Ученые обнаружили высокие концентрации углекислого газа магматического происхождения в образцах базальта из Центрально-Атлантической магматической провинции. Это подтвердило гипотезу, согласно которой именно извержения вулканов привели к катастрофическим изменениям климата — глобальному потеплению и подкислению вод Мирового океана — в результате которых произошли массовые вымирания живых организмов в мезозое. Статья опубликована в журнале Nature Communications.

Резкое потепление климата перед началом Юрского периода обрекло на гибель множество биологических видов в воде и на суше, а вызвано оно было ростом концентрации углекислого газа в атмосфере, что удалось определить с помощью анализа ископаемых карбонатных пород. Накопление углекислого газа привело к повышению температуры воздуха и подкислению вод океана за счет череды кислотных дождей. Однако точные причины возрастания концентрации до сих пор установлены не были.

Центрально-Атлантическая магматическая провинция (CAMP) — это крупнейшая по площади область изверженных пород в мире: она сложена базальтом и образовалась в конце триаса еще до разделения Пангеи. Крупные извержения в этой провинции совпадали по времени с массовыми вымираниями биологических видов в мезозое, а эмиссия углекислого газа вулканами, как предполагается, и могла быть причиной резких климатических изменений, преобразующих среду обитания живых организмов.

Чтобы проверить гипотезу о причинно-следственной связи этих событий, ученые во главе с Манфредо Каприоло (Manfredo Capriolo) из Университета Падовы исследовали образцы магматических пород в CAMP на наличие углекислого газа, угарного газа, метана и элементарного углерода внутри пузырьков.

Для исследования ученые отобрали более 200 образцов магматических пород из застывших потоков лавы на территории Португалии, Марокко, США и Канады. Они ожидали обнаружить крайне низкие концентрации углекислого газа, которые трудно измерить количественно, поэтому анализ его содержания в пузырьках проводился посредством

. Это неинвазивный метод, который позволяет получать хорошо различимые спектры и однозначно идентифицировать молекулы.

Ученые доказали наличие углекислого газа в базальтовых породах и рассчитали, что извержения вулканов в конце триасового периода высвободили в атмосферу порядка 10^5 Гигатонн углекислого газа. Каждый магматический импульс CAMP приводил к выбросам углекислого газа в количестве, сопоставимом со всей прогнозируемой антропогенной эмиссией за XXI век.

Вулканическая активность, таким образом, стала главным источником поступления углекислого газа в атмосферу и перестроила планетарный цикл углерода, сложившийся в ту эпоху. Это спровоцировало глобальное потепление и повышение кислотности вод Мирового океана, которые повлекли за собой массовые вымирания живых организмов.

Ранее ученые впервые извлекли меловые отложения на антарктическом шельфе и изучили структуру тропических лесов, которые росли там 88 миллионов лет назад.

В изначальной версии статьи было сказано, что извержения вулканов в конце триасового периода высвободили в атмосферу порядка 105 Гигатонн углекислого газа. На самом деле они высвободили 10^5 Гигатонн. Редакция приносит свои извинения за допущенную ошибку.

Главной угрозой для тайваньских панголинов стали бродячие собаки

Панголины по всему миру страдают от браконьерской охоты ради нужд традиционной китайской медицины, однако на Тайване, где популяция этих млекопитающих стабильна, они столкнулись с другой проблемой. Тайваньские ветеринары рассказали, что в последние годы на местных панголинов все чаще нападают бродячие собаки, которые отрывают им хвосты и наносят другие серьезные раны. Как отмечает Phys.org со ссылкой на Agence France-Presse, атаки собак стали главной угрозой для тайваньских панголинов.