Когда люди видят потенциальных конкурентов за пищу, они переключаются на порции, которые проще добыть, и едят чаще, сообщается в Royal Society Open Science. Вероятно, это делается для того, чтобы другие меньше выпрашивали добытое. Подобным образом поступают и другие организмы.
Добывать пищу в группе может быть выгодно: присутствие других снижает вероятность быть самому съеденным хищниками. Есть и минусы: сородичи могут отобрать еду, своровать ее или выпросить. Поэтому исследователи поведения считают, что многие виды питаются по-разному, когда делают это в одиночку или с кем-то. В последнем случае животные принимают какие-то меры, чтобы найденное ими досталось им, а не кому-то еще.
Ранее японские ученые во главе с Юкико Огурой из Университета Хоккайдо выяснили, что цыплята клюют корм чаще, если видят рядом других кур — даже в том случае, когда отделены от них прозрачным барьером. Теперь Огура, работая уже в Токийском университете, решила продолжить изучение той же темы, но на примере людей.
Для этого ее группа привлекла 59 добровольцев (из них 29 мужчин) якобы участвовать в тестировании вкуса картофельных чипсов. Всех разделили на три группы: те, кто дегустировал чипсы в одиночестве; те, кто делал это за одним столом со вторым испытуемым; те, от кого второй испытуемый был отгорожен непрозрачной ширмой. Пары дегустаторов сделали и однополыми, и разнополыми, так как поведение человека может отличаться в зависимости от того, кто перед ним — мужчина или женщина.
Каждый испытуемый трижды оценивал вкус предлагаемых ему чипсов. Каждый сеанс оценки длился три минуты. Исследователи отмечали, как часто человек брал новые кусочки и сколько они весили. Для этого они использовали весы, скрытые от глаз испытуемых. Изначально на каждой тарелке лежало 30 граммов чипсов. Добровольцев просили не есть по крайней мере два часа до эксперимента — это позволило снизить влияние сытости на результат.
Выяснилось, что испытуемые чаще берут чипсы, когда знают, что рядом с ними находится кто-то еще — даже если он отгорожен ширмой. При этом масса порции, которую они хватают за раз, меньше. Общая масса съеденного при этом не выше, чем когда человек ест один. Теоретически социальная неловкость («нужно брать меньше, чтобы не подумали, что я жадный») или посредственный вкус чипсов могли объяснить это. Однако размер порций не зависел от субъективной оценки, которую испытуемые давали еде.
Могло оказаться так, что люди в присутствии других просто отвлекаются и поэтому берут меньше чипсов за один раз — то есть их выбор случаен и им попадаются под руку чипсы наиболее типичной массы. Чтобы проверить это, авторы взвесили каждый кусочек продукта из ста пачек, посмотрели на распределение масс этих кусочков и сравнили с тем, что получилось в ходе экспериментов. Оказалось, что ближе всего к случайному выбору те, кто дегустировал еду один, а дальше всего — те, кто видел второго испытуемого за тем же столом.
«Социальность» результатов подтверждает и отдельный эксперимент, когда добровольцев просили не есть, а взвешивать чипсы. В этом случае размер порций, которые испытуемые брали на протяжении трех минут, был постоянным. А когда люди съедали чипсы, они все независимо от наличия или отсутствия «противника» сначала брали порции побольше, затем — поменьше.
Авторы считают, что их результаты подтверждают то, что характерно для других видов: в присутствии потенциальных конкурентов животное переключается на пищу, которую быстрее и легче добыть (маленькие порции), и едят чаще, чтобы другие не успели забрать пищу себе. Ученые делают предположение, что структуры мозга, которые отвечают за такое изменение пищевого поведения, весьма древние (так как подобное наблюдали и у кур), и было бы интересно установить, что именно в нервной системе ответственно за переключение на маленькие порции.
Животные порой используют людей как ориентир в том, что есть можно, а что не стоит. Например, в Великобритании серебристые чайки предпочитают подбирать кусочки пищи, которых касался человек. Несъедобные предметы, бывшие в контакте с людьми, их интересуют не больше, чем остальные.
Светлана Ястребова