Ученые обнаружили, что SARS-CoV-2 присутствует и размножается не только в легких, но и в верхних дыхательных путях, а также в кишечнике человека. Тестирование по вирусной РНК в мазке из горла эффективно уже в первые дни заболевания, когда симптомы слабы. На основе данных о наличии целых вирусных частиц в различных анализах авторы работы определили, что выписывать пациентов из больницы можно уже через десять дней после появления симптомов, даже если пробы на вирусную РНК у них все еще положительны. Наблюдение за динамикой РНК SARS-CoV-2 в мокроте может помочь предсказывать ухудшение симптомов легочной инфекции. Статья опубликована в журнале Nature.
Новый коронавирус SARS-CoV-2 генетически похож на SARS-CoV, который вызвал вспышку тяжелого острого респираторного синдрома (атипичной пневмонии) в 2003 году. Основное место нахождения этих вирусов в организме — это легкие, поэтому их диагностируют на основе анализа мокроты. SARS-CoV-2 обнаруживали и в пробах с горла, однако до сих пор было неизвестно, может ли вирус размножаться в верхних дыхательных путях и насколько проявления атипичной пневмонии сходны с COVID-19.
Группа ученых из Германии и Великобритании под руководством Романа Вёльфеля (Roman Wölfel) из Института микробиологии Бундесвера исследовала SARS-CoV-2 в анализах девяти добровольцев, которые находились на лечении в больнице в Мюнхене. Всем пациентам проводили тестирование на SARS-CoV-2 из-за того, что они контактировали с носителями вируса, а не при появлении специфических признаков болезни, поэтому результаты исследования нельзя связать с конкретными симптомами. Анализы всех участников проверили на наличие возбудителей ряда других респираторных вирусных инфекций.
Вирусную РНК определяли с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) в реальном времени мазков рото- и носоглотки. Также следы вируса искали в образцах мокроты, крови, мочи и кала. Чтобы оценить, может ли вирус передаваться другим людям, в пробах выделяли целые вирусные частицы.
Затем ученые определили, может ли происходить репликация вируса в верхних дыхательных путях. Для этого в образцах с помощью ПЦР в реальном времени искали субгеномную матричную РНК. Такие РНК активны только в инфицированной клетке и не входят в состав зрелой вирусной частицы, поэтому присутствуют только в клетках, в которых вирус активно размножается. Также исследователи провели полногеномное секвенирование РНК SARS-CoV-2 в мазках из горла и образцах мокроты.
Ученые определяли, когда иммунная система пациентов начинала вырабатывать антитела к SARS-CoV-2: с помощью иммунофлуоресцентного анализа находили антитела к белкам оболочки вируса, а затем проверяли способность антител нейтрализовать вирус.
В день первичного тестирования на SARS-CoV-2 у всех пациентов симптомы инфекции были слабыми или продромальными. Количество вирусной РНК в первые дни заболевания было высоким в мазке из горла, образцах мокроты и кала. Быстрее всего число РНК снижалось в мазках из горла, однако в этих образцах следы вируса обнаруживали и на вторую неделю болезни, когда симптомы уже проходили. Последнюю позитивную пробу брали на 28 день после начала заболевания. Количество вирусной РНК в образцах мокроты и кала снижалось более плавно, и превышало порог обнаружения более трех недель. В анализах крови и мочи не обнаружили РНК SARS-CoV-2.
Исследователям удавалось выделить вирус из части мазков и образцов мокроты в течение первых семи дней заболевания. После этого, несмотря на большое число РНК SARS-CoV-2, выделить вирусы не удавалось. На основе этих данных авторы работы создали модель, которая позволяет предсказывать число вирусных частиц и, соответственно, заразность пациента, в зависимости от дня с начала заболевания и количества вирусной РНК в анализах. Эта модель поможет определять, когда человека можно выписывать из больницы и снимать карантин. Авторы считают, что пациенты безопасны через десять дней после начала болезни, если в его мокроте меньше 100 тысяч копий вирусной РНК на миллилитр.
Субгеномную РНК обнаружили в образцах только в первые пять дней болезни, значит, вирус размножается в этот промежуток времени. У одного из пациентов в геноме вируса, который выделили из мазка из горла, нашли мутацию, которой не было в РНК из мокроты — это еще одно свидетельство того, что SARS-CoV-2 размножается независимо в горле и легких.
У всех пациентов болезнь протекала в легкой форме. Только у двух человек были симптомы легочной инфекции, они совпали с пиком количества вирусной РНК в мокроте, который обнаружили на десятый день только у этих пациентов. Необходимо провести исследования у пациентов с тяжелым ходом заболевания, чтобы установить, можно ли прогнозировать развитие симптомов по увеличению количества вирусных РНК в легких.
У половины участников иммунитет выработал антитела к SARS-CoV-2 к седьмому дню болезни, у остальных — к концу второй недели. Это схоже с данными о тяжелом остром респираторном синдроме (атипичной пневмонии).
Анализ мазков из горла позволит эффективно диагностировать инфекцию SARS-CoV-2 уже при появлении ранних слабых симптомов. Это отличает новый вирус от SARS-CoV — обнаружить его в мазках верхних дыхательных путей удавалось далеко не всегда, а пик концентрации вирусной РНК наступал позже. Новый вирус, вероятно, активнее передается на ранних стадиях заболевания, когда симптомы больше напоминают инфекцию верхних дыхательных путей.
О том, как создают вакцину от нового коронавируса и скоро ли ее начнут применять повсеместно, вы можете прочитать в нашем тексте «Догнать и предупредить».
Алиса Бахарева
Эффект продлился несколько месяцев
Американские ученые в рамках клинического исследования выяснили, что восемь сеансов флоатинга за месяц (по два раза в неделю) значительно снижают тревожность и неудовлетворенность собственным телом у людей с нервной анорексией. Как сообщается в журнале eClinicalMedicine, такой эффект сохранялся на протяжении нескольких месяцев. При нервной анорексии человека не устраивает его внешний вид из-за мнимого лишнего веса. Из-за этого он начинает неконтролируемо худеть, что может приводить к тяжелым расстройствам здоровья и даже смерти. Часто это заболевание сопряжено с повышенной тревожностью, и в целом, ложится большим бременем на семью и общественное здравоохранение. Высокий риск рецидива делает эту болезнь трудно курируемой и приводит к высокой смертности. Поэтому поиск новых подходов к терапии нервной анорексии становится все более важной задачей в психиатрии. В камерах сенсорной депревации — флоатинг-капсулах — человек изолирован от любых ощущений: на него не действуют ни звук, ни свет, ни запахи, а сам он находится в растворе высокой плотности с температурой человеческого тела, что позволяет ощущать себя пребывающим в невесомости. В нескольких исследованиях флоатинг использовался в качестве альтернативной терапии тревожных расстройств, однако его потенциал для лечения нервной анорексии все еще изучен слабо. Команда ученых под руководством Сахиба Халсы (Sahib Khalsa) из Университета Талсы исследовала, как флоатинг влияет на тревожность и неудовлетворенность собственным телом у пациентов с нервной анорексией. Для этого они набрали 67 человек с нервной анорексией и случайно распределили их по группам: 45 в группе флоатинга, 22 в группе обычного лечения (в группе флоатинга люди также получали обычное лечение). Исходные характеристики между группами практически не отличались. Процент участников, принимавших психотропные препараты, был выше в группе флоатинга. Участники группы вмешательства посетили в среднем 7,7 сеанса при средней продолжительности сеанса плавания 49,4 минуты. Сразу после окончания курса у пациентов группы флоатинга врачи отметили значительное снижение неудовлетворенности телом от до-до послесессионного периода в группе плавающего отдыха (р < 0,0001), в то время как группа, получавшая обычный уход, не показала существенных изменений в показателях неудовлетворенности телом. Такой эффект сохранялся как минимум в течение 16 недель, однако спустя шесть месяцев неудовлетворенность снова нарастала. Однако общая тревожность продолжала оставаться низкой. В дальнейшем ученые рассчитывают сделать это исследование более масштабным и разобраться, как именно флоатинг может влиять на симптомы нервной анорексии. Недавно американские ученые сообщили, что псилоцибин и психотерапия улучшило состояние пациенток с нервной анорексией.