С помощью новой демографической модели ученые продемонстрировали семь различных миграционных сценариев для Европейского союза и показали самый эффективный из них. Им оказался сценарий, который комбинирует миграционную политику Канады и Швеции — привлечение большого объема хорошо образованных и трудоспособных мигрантов. Такой вариант поможет мягко решить проблему старения населения Европы. С другой стороны, большой объем миграции может дать и противоположный эффект, если мигранты будут иметь плохое образование и не смогут пройти процесс интеграции, пишут ученые в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Население всего мира неуклонно стареет. Уменьшение рождаемости и увеличение продолжительности жизни повышают средний возраст, а значит увеличивают долю пожилого населения в общем количестве жителей большинства стран мира. В первую очередь это негативно сказывается на экономике — доля работоспособного населения стремительно снижается на фоне увеличения числа пенсионеров. По оценкам ООН, к 2050 году каждый шестой человек на планете будет старше 65 лет (это 16% населения предполагаемого населения земли), по сравнению с каждым 11-м жителем планеты в 2019 году (9% населения). В 2018 году число людей старше 65 лет впервые в истории превысило суммарное количество детей возрастом до пяти лет на планете.
Наиболее остро проблема демографического старения стоит в развитых странах (в первую очередь, в Европе) — там этот процесс запустился гораздо раньше, чем в развивающихся государствах, хотя и те сейчас активно догоняют. В том же 2050 году возраст каждого четвертого жителя Европы и Северной Америки будет выше 65 лет. Кроме того, в большинстве развитых стран фиксируют естественную убыль населения. Решение этих демографических проблем возможно лишь благодаря целому комплексу экономических, технологических и социальных мер. Не последнюю роль в борьбе с демографическим старением играет миграционная политика.
Выход нашумевшего доклада ООН 2001 года под названием «Замещающая миграция: является ли она решением проблемы сокращения численности и старения населения?» стал поводом для возникновения многих общественных и научных споров. Под замещающей миграцией ученые понимают миграционный прирост, который компенсирует уменьшение рождаемости или другие количественные характеристики общества, например число работающих людей или долю стариков в обществе. В докладе авторы рассчитывают масштабы замещающей миграции и ее влияние на численность и возрастную структуру населения восьми стран (в том числе Японии, Америки, Германии, Италии и России) и двух регионов (Европы и ЕС). Все они схожи в одном — рождаемость в этих странах и регионах не достигает уровня воспроизводства населения. В докладе рассмотрены пять сценариев, касающихся международных миграционных потоков и показано, что число мигрантов, необходимое, для поддержания количества населения, гораздо выше предыдущих прогнозов.
Группа ученых во главе с Гийомом Маруа (Guillaume Marois) из Международного института прикладного системного анализа предложила новую модель анализа демографического замещения в Европе. По мнению авторов, прогнозы ООН слишком грубо описывают действительность — учитывая только возраст каждого человека, эксперты разбивают все население на две группы: способных (от 15 до 65 лет) и неспособных (все остальные) работать людей. Группа Маруа, пошла другим путем — их модель построена на 13 показателях (кроме возраста это, например, уровень образования мигранта и его матери, продолжительность пребывания в стране и его принадлежность к работоспособной части населения).
В отличие от предыдущих моделей, ученые опираются не на коэффициент демографической нагрузки, а на более надежный показатель — коэффициент трудоспособного населения (отношение экономически неактивных людей к активным) и его более сложный аналог, учитывающий продуктивность каждого работника. Ученые проверили семь различных стратегий ведения миграционной политики — за основу были взяты стратегии Швеции (компенсация трудоспособного населения за счет миграции), Канады (более избирательная миграционная политика при большом объеме мигрантов) и их комбинации, а также миграционная политика Японии (малый приток мигрантов и тщательный отбор). Исследователи построили кривые коэффициента трудоспособного населения с учетом продуктивности населения Евросоюза (с учетом Великобритании) для каждого из семи сценариев с 2015 по 2060 год.
Результаты моделирования выявили лучший вариант — совмещение принципов миграционной политики Швеции и Канады. Большие объемы миграции с системой отбора наиболее образованных и при этом трудоспособных претендентов в будущем сформируют наиболее правильный вид возрастной пирамиды населения ЕС, считают ученые. Подчеркивая при этом, что большой объем миграции может сказаться и негативно — если иммигранты имеют низкий уровень образования или в новой стране не смогут найти себе работу.
«Хотя демографическое старение в Европе неизбежно, наше исследование показывает, что опасения, связанные с грядущим отягощением экономики, были чрезмерно преувеличены. Традиционные прогнозы используют упрощенный и неуместный коэффициент возрастной нагрузки, для вычисления которого предполагается, что все люди старше 65 лет не работают и все в возрасте от 15 до 64 лет одинаково продуктивны», — говорит главный автор исследования, Гийом Маруа. Его соавтор, Ален Беланджер (Alain Bélanger) продолжает: «Слишком часто в экономической и миграционной политике, направленной на уменьшение бремени старения населения, основное внимание уделяется количеству иммигрантов, которое должна приветствовать страна. Однако это только один из факторов. При отсутствии успешной интеграции, увеличение числа иммигрантов может иметь противоположный эффект, что подчеркивает важность политики, обеспечивающей наилучшую возможную интеграцию мигрантов».
А в начале бронзового века в Европу мигрировали кочевники из понтийской степи. Их миграция оказалась преимущественно мужской.
Олег Макаров