Ученые выяснили, что сниженная реакция иммунитета на вакцины у пожилых людей и мышей связана с тем, что у тех ослаблена реакция на интерферон, в связи с чем дендритные клетки слабее стимулируют фолликулярные T-хелперы, которые в свою очередь не справляются с регуляцией созревания B-клеток иммунитета. Когда ученые после вакцинации смазали место инъекции кремом, который стимулировал иммунный ответ и выработку интерферона, количество специфичных к вакцине T-хелперов и B-клеток у старых мышей увеличилось. Статья опубликована в журнале eLife.
Вакцины, которые основаны на T-клетках, стимулируют образование герминативных центров в лимфатических узлах — в этих зонах делятся и проходят отбор B-клетки иммунитета. Вакцины работают в организме детей и молодых людей, однако чем старше человек, тем менее эффективной будет такая вакцина. Нарушить работу герминативных центров может множество факторов, ведь для созревания B-клеток нужно определенное клеточное микроокружение, и неполадки в любом из его элементов могут помешать процессу. Однако точные механизмы, из-за которых формирование герминативных центров ухудшается с возрастом, неизвестны.
Фолликулярные T-хелперы — ключевые регуляторы того, какие B-клетки готовы к выходу из герминативного центра, рецепторы каких недостаточно точно подходят к антигенам, а какие клетки могут вызывать аутоиммунные реакции и должны быть уничтожены. Созревание этого типа T-лифмоцитов запускают дендритные клетки, и при вакцинации основную роль играют миелоидные дендритные клетки второго типа. Нарушенное формирование фолликулярных T-хелперов мешает работе герминативных центров у старых мышей.
Мариса Штебегг (Marisa Stebegg) из Института Бабрахама и ее коллеги из Великобритании и США исследовали иммунный ответ на вакцинацию людей двух возрастных групп: 18-36 и 65-75 лет, — а также мышей двух-трех и 22-24 месяцев от рождения. Перед инъекцией, а также через семь и 42 дня после нее у участников брали анализы крови, а у мышей в день вакцинации и через 10 дней исследовали паховые лимфатические узлы при помощи проточной цитометрии.
Затем ученые проверили, что именно влияет на T-лифмоциты, внутренние процессы самих клеток или их окружение. Для этого фолликулярные T-хелперы пересаживали от молодых мышей старым наоборот. Мышам также ввели меченые флуоресцентным белком антигены, чтобы проследить за тем, какие дендритные клетки будут участвовать в презентации антигена и стимуляции T-хелперов.
Содержание специфичных к вакцине антител в крови пожилых людей было в пять раз ниже, чем у молодых (p = 0,0004). Количество циркулирующих фолликулярных T-хелперов в старшей возрастной группе тоже было снижено после вакцинации (p < 0,05), хотя до инъекции различий не было. Через 10 дней, но не сразу после инъекции в паховых лимфатических узлах старых мышей количество B-леток в герминативных центрах и размер самих центров были снижены в 10 раз (p = 0, 0002). Число антител и фолликулярных T-хелперов в сыворотке крови старых мышей также было ниже, чем у молодых.
T-лимфоциты, которые пересадили от старых мышей молодым, после введения вакцины успешно делились, а если иммунные клетки переносили из молодого организма в старый, они переставали пролиферировать. Значит, дело в микроокружении, а не в свойствах самих T-хелперов. Большая часть клеток, которые захватили флуоресцирующий антиген, были миелоидными дендритными клетками второго типа. У старых мышей таких клеток было вдвое меньше, чем у молодых уже через день после инъекции (p < 0,001).
Дендритные клетки мышей старшей возрастной группы значительно слабее реагировали на интерферон первого типа. Это связано с тем, что другой тип дендритных клеток, плазмоцитоидные клетки, с возрастом выделяют меньше интерферонов. Когда у мышей блокировали пути передачи сигнала от интерферона или использовали мышей, у которых отсутствовал рецепторы к интерферону, деление T-клеток было снижено, как и у старых животных. У пожилых людей ответ организма на интерферон первого типа также была снижена: у людей старше 65 лет на следующий день после вакцинации не повышалась экспрессия генов, которые запускает интерферон.
Чтобы компенсировать возрастные нарушения, исследователи мазали место укола кремом с имиквимодом, веществом, которое стимулирует иммунный ответ, в том числе усиливая выработку интерферона первого типа. Уже на следующий день у животных из обеих возрастных групп наблюдали увеличение экспрессии генов, которые опосредуют ответ на интерферон, количества антиген-презентующих миелоидных дендритных клеток второго типа и эффективности их взаимодействия с T-хелперами. Кроме того, и у молодых, и у старых мышей стало больше фолликулярных T-хелперов, специфичных к вакцине, а только у старшей группы вдвое увеличилось количество B-клеток в герминативных центрах.
На самом деле, увеличить эффективность прививки для пожилых людей можно и гораздо более простым способом. Оказывается, хорошее настроение в день процедуры связано с большей выработкой антител при вакцинации от гриппа.