Европейцы объявили «карантин» для своих межпланетных зондов

Европейское космическое агенство (ESA) из-за пандемии COVID-19 приостановило научную работу ряда космических аппаратов, занимающихся исследованиями Солнечной системы. В их числе — марсианские орбитальные аппараты «Марс-Экспресс» и «ЭкзоМарс», зонд Solar Orbiter, летящий к Солнцу, а также зонды Cluster II, исследующие магнитосферу Земли, сообщается на сайте агенства. По информации одного из руководителей миссии «ЭкзоМарс» Олега Кораблева, пауза продлится примерно две недели.

Распространение вируса SARS-CoV-2 серьезно повлияло на аэрокосмическую деятельность. В частности, из-за пандемии NASA временно прекратило работу по подготовке к запуску космического телескопа «Джеймс Уэбб», а многие сотрудники агенства были переведены на удаленную работу. ESA также перевело многих специалистов на удаленный режим работы и лишь немногие из них, выполняющие критически важные работы, такие как обслуживание космических аппаратов в режиме реального времени, все еще присутствуют на своих рабочих местах.

Усиление карантинных мер в странах Европы, а также первый случай заражения коронавирусом сотрудника Европейского центра космических операций (ESOC) в Дармштадте, вынудили агенство наложить новые ограничения на количество персонала в центре управления полетами. Было решено приостановить работу научного оборудования и перевести в безопасный режим аппараты четырех программ по исследованию Солнечной системы. В этом режиме работают только критически необходимые для выживания аппарата системы связи и навигации, все научные приборы выключаются. В этот режим переведены четыре зонда Cluster II, исследующие магнитосферу Земли, Solar Orbiter, направляющийся изучать Солнце, марсианские орбитальные станции «Марс-Экспресс» и Trace Gas Orbiter — аппарат миссии «ЭкзоМарс-2016».

Перевод ряда зондов в безопасный режим позволит высвободить специалистов для поддержании работоспособности других космических аппаратов, в частности BepiColombo, который находится на пути к Меркурию и 10 апреля должен совершить гравитационный маневр у Земли для корректировки траектории. Для других исследовательских программ по астрономии или дистанционному зондированию Земли, например «Коперник», которые требуют частого контроля, большинство операций будут выполняться удаленно, на посте управления будет находится лишь один техник.

Заместитель руководителя российской научной программы «ЭкзоМарса» Олег Кораблев сообщил N+1, что «карантин» продлится примерно две недели — до 11-12 апреля. «На это время аппарат перейдет в безопасный режим, который не дает ему потерять энергию и ориентацию, и сбрасывает на Землю только минимальный объем телеметрии, связанный с самим аппаратом», — пояснил ученый.

Он добавил, что этот двухнедельный перерыв не нанесет серьезного ущерба научной программе. «это не слишком много, когда Марс находится за Солнцем — это более длинный перерыв», — сказал Кораблев.

Ранее ESA и Роскосмос объявили о переносе на два года следующего этапа миссии «ЭкзоМарс», который должен был стартовать этим летом. Как заявили руководители космических агентств, одной из причин переноса стала пандемия коронавируса.

Александр Войтюк, Сергей Кузнецов