В Австралии нашли одного из древнейших копателей с двусторонней симметрией

Организм с латинским названием Ikaria wariootia, который недавно обнаружили в Австралии, может быть одним из древнейших двусторонне-симметричных, сообщается в Proceedings of the National Academy of Sciences. В эту группу входят животные, у которых различают передний и задний концы тела: подавляющее большинство современных видов животных относится именно к ней.

Самые древние многоклеточные организмы относят к эдиакарскому периоду протерозойской эры (571–539 миллионов лет назад). Животные того времени не имели твердых скелетных элементов, поэтому сохранились только в виде отпечатков. Их совокупность называют эдиакарской биотой.

Предполагается, что среди них должны были появиться двусторонне-симметричные (билатерии) — организмы, у которых четко выражены передний и задний концы, а тело можно поделить воображаемой плоскостью на две половины так, что они будут зеркальным отражением друг друга. Как правило, эти организмы активно передвигаются, что позволяет им добывать пищу (а не только полагаться на фильтрацию или симбионтов) и жить в самых разных условиях. После эдиакарского периода, в кембрии, многообразие таких организмов выросло в разы, и с тех пор животные в подавляющем большинстве представлены именно билатериями.

Нередко одним из наиболее древних двусторонне-симметричных называют кимбереллу — эдиакарский организм длиной до 15 сантиметров. Однако ряд палеонтологов предполагает, что первые билатерии были не крупнее нескольких миллиметров. Найти их останки сложно: такие маленькие мягкотелые организмы вряд ли могли окаменеть. Зато они, вероятно, оставляли ходы в субстрате, и такие свидетельства жизни древних двусторонне-симметричных уже известны.

Теперь же палеонтологи из Калифорнийского университета в Риверсайде обнаружили в песчанике вблизи овцеводческой фермы Нильпена (штат Южная Австралия) более ста отпечатков организмов длиной от 2 до 7 миллиметров и шириной от 1 до 2,5 миллиметров. Они были расположены рядом с горизонтальными ходами в субстрате.

Лазерное трехмерное сканирование с разрешением 12 микрометров показало, что у животных, которые оставили следы в субстрате, концы тела отличались друг от друга: один был шире и круглее, другой острее. Судя по форме следов в песчанике, эти организмы обладали подобием сегментов и передвигались подобно дождевому червю, совершая перистальтические движения. Вероятно, организм имел целом и анус, но проверить это сейчас невозможно. Существо назвали Ikaria wariootia в честь долины Вильпена-Паунд. Размеры и строение икарии близки к тому, как в представлении ученых выглядит общий предок билатерий.

Находки располагались на 100 метров глубже, чем большинство кимберелл, которых заметили там же. Точную датировку это не позволяет провести, но предполагается, что возраст обнаруженных животных и их ходов — 550–560 миллионов лет. Это соответствует концу эдиакарского периода. Если у I. wariootia действительно имелись целом и мышцы как у кольчатых червей, то она представляет собой интересное связующее звено между фауной эдиакария с предположительно необычным строением и анатомически «привычными» нам животными кембрия.

Один из наиболее интересных представителей эдиакарской биоты — трибрахидиум (Tribrachidium heraldicum). Он имел трехлучевую симметрию (три «руки») и, вероятно, питался, фильтруя окружающую его воду.

Колоссальный кит из Перу оспорил у синего кита титул самого тяжелого животного в истории