IBM начала испытания «мозга» для автономного тримарана. Он пройдет путем «Мейфлауэр»

Американская компания IBM приступила к установке системы AI Captain на исследовательское судно «Плимут Куэст», принадлежащее британской Плимутской морской лаборатории. Об этом N + 1 рассказал директор по технологиям проекта Mayflower Autonomous Ship Дон Скотт. По его словам, испытания некоторых компонентов системы, которая разрабатывается для управления автономным тримараном Mayflower Autonomous Ship (MAS), уже начались. В ближайшее время разработчики планируют приступить к испытаниям AI Captain на море.

Считается, что создание автономных судов различных классов позволит компаниям увеличить объемы морских перевозок, а также сделать сами перевозки безопаснее, экологичнее и быстрее. При этом создание систем управления автономными судами требует решения множества сложных задач, среди которых — распознавание и идентификация объектов на море, соблюдение международных правил судоходства, а также восстановление работоспособности бортовых систем после сбоя или отказа.

Как рассказал N +1 директор по технологиям направления Edge Computing компании IBM Роб Хай, восстановление после сбоя является наибольшей из проблем на пути создания автономного судна. По его словам, автономное судно должно уметь подстраиваться под изменчивые условия открытого моря, а также самостоятельно оценивать и анализировать собственные технические возможности в рамках выполняемой задачи. Для решения этой задачи необходимы вычислительные мощности на борту судна и надежная система прогнозирования отказов.

Разработка системы AI Captain для автономного тримарана MAS ведется на протяжении последних нескольких лет. Система построена на базе вычислительной платформы IBM Power AC922 и оснащена множеством сенсоров, включая камеры, радиолокационную станцию, приемо-передатчик автоматической идентификационной системы и оборудование радиосвязи для обмена информацией, в том числе и голосовыми сообщениями, с другими судами.

AI Captain способна самостоятельно обнаруживать и классифицировать суда, буи, морской мусор и участки суши. Созданием и тренировками моделей машинного обучения IBM занимается совместно с британской исследовательской организацией Promare на протяжении последних двух лет. Обучение проводилось на базе из более одного миллиона изображений, сделанных Promare в заливе Плимут Саунд в Великобритании. Система также обучена действовать в рамках Международных правил предупреждения столкновений судов в море (COLREG) и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS).

По словам Скотта, система AI Captain способна распознавать сообщения от других судов и при получении сигнала бедствия на море перенаправит его на береговую базу. При этом судно само оказать помощь на море не сможет.

Во время масштабных испытаний AI Captain на борту исследовательского судна «Плимут Куэст» будет проверяться работоспособность обученных алгоритмов. Система будет получать данные от радара, автоматической идентификационной системы, GPS и систем навигации «Плимут Куэст», оценивать ситуацию вокруг судна и давать рекомендации о его ведении в зависимости от обстановки. При этом команда исследовательского судна сможет принимать или отклонять эти рекомендации. Таким образом обучение AI Captain будет продолжено на море.

В июне 2020 года разработчики планируют установить AI Captain на тримаран MAS. Его строительство ведется в Гданьске в Польше. Длина перспективного автономного судна составляет 15 метров, а его масса — 5 тонн. MAS сможет развивать скорость до 20 узлов (37 километров в час). Передвигаться тримаран будет исключительно с использованием энергии ветра и солнца. При этом на судне установлена резервная дизельная двигательная установка.

Морские ходовые испытания MAS с установленной на него системой AI Captain планируется начать летом текущего года, а в сентябре тримаран должен будет совершить полностью автономный трансатлантический переход по маршруту торгового судна «Мейфлауер».

По словам Скотта, несмотря на развитие пандемии COVID-2019, изменять график испытаний AI Captain и MAS, а также выхода тримарана на маршрут «Мейфлауэр» пока не планируется.

На торговом судне «Мейфлауэр» англичане в 1620 году, выйдя из английского Плимута, пересекли Атлантический океан, обогнули мыс Код и причалили к Плимутской скале. Экипаж корабля составлял около 30 человек. Плавание продлилось с 16 сентября по 21 ноября; за это время на судне родились двое детей. Считается, что после основания Плимутской колонии в Америке судно в 1623 году было разобрано на древесину. В 1957 году была построена полноразмерная копия «Мейфлауэр», пришвартованная в Плимутской бухте в качестве музейного экспоната.

В январе текущего года Агентство перспективных оборонных разработок (DARPA) министерства обороны США запустило проект по разработке нового надводного робота NOMARS (No Manning Required, Ship — персонал не нужен, корабль). Согласно требованию проекта, робот должен быть создан без каких-либо помещений для людей. В рамках проекта NOMARS надводный робот будет спроектирован полностью с нуля, причем проектирование будет вестись именно с упором на полное отсутствие какого-либо пространства для экипажа.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Большой ходячий дрон стал аэродромом для дронов поменьше

Гексакоптер оснащен двумя взлетно-посадочными платформами для квадрокоптеров