Ученые описали 12 эпизодов, когда медвежьи павианы на протяжении часов и дней (до десяти суток) носили трупы своих или чужих детенышей, вычесывали и охраняли их. Ранее в научной литературе существовали лишь разрозненные сведения о таком поведении. Авторы работы предполагают, что причиной долгого расставания с мертвыми детенышами могут быть прочные социальные или эмоциональные связи между обезьянами. Статья опубликована в журнале Royal Society Open Science.
Танатология — наука о смерти. Она изучает причины и механизмы умирания, а также то, как человек к этому относится. При этом нам мало что известно о том, что о смерти знают животные. Отвечать на этот вопрос, изучая реакции различных видов на гибель сородичей, пытается сравнительная танатология. Знания о том, как животные ведут себя в ответ на смерть, могут пролить свет на то, как эволюционировали эмоции и разум.
Существуют эпизодичные описания реакции приматов на смерть, и в основном это поведение матери по отношению к мертвому детенышу. Несмотря на разрозненность данных, можно выделить общие тенденции и построить гипотезы о причинах и механизмах поведения животных. Многократно описано, как самки приматов носят с собой трупы своих мертвых детей, иногда неделями. Существует несколько возможных объяснений этого явления. Самое простое толкование — животные не понимают, что их детеныш умер, или не уверены в этом. Поэтому самки продолжают заботиться о потомстве, пока не осознают, что в этом больше нет смысла.
Кроме того, есть гипотеза, что обезьяны используют мертвых детенышей в качестве своеобразного тренажера материнских навыков — в таком случае, самки, которые ранее не имели опыта заботы о потомстве, будут носить с собой трупы дольше. Можно также предположить, что приматы по-настоящему горюют, и не расстаются с мертвыми сразу, чтобы легче пережить потерю. Наконец, существует гипотеза социальных связей: чем ближе были отношения двух особей, тем ярче будет реакция одной из них на смерть другой.
Описанные выше догадки не исключают друг друга, однако для того, чтобы подтвердить то или иное объяснение, существующих данных недостаточно. Ученые из Великобритании, США и Франции под руководством Алиши Картер (Alecia Carter) из Университета Монпелье более 13 лет наблюдали за медвежьими павианами (Papio ursinus) в Намибии и описали 12 случаев смерти детенышей и реакции сородичей.
Самки носили с собой трупы детенышей от часа до десяти дней после их смерти, причем всего в трех случаях павианы оставляли мертвых в течение одного дня. Авторы работы не обнаружили связи между длительностью этого периода и возрастом матерей или причиной смерти. Обстоятельства были во всех случаях разными: в одном из эпизодов произошел выкидыш, а в двух других павианы родились мертвыми; одна мать умерла раньше, чем ее отпрыск.
Для того, чтобы выяснить, как внешние условия влияют на поведение животных после смерти детенышей, исследователи сравнили свои наблюдения с ранее описанными для других видов случаями. Шимпанзе, гелада и японские макаки носят трупы своих потомков в течение недель или месяцев — по сравнению с этим, павианы делают это не так долго. Возможно, это связано с тем, что последние проходят каждый день в среднем по 6 километров, обычная дистанция же других видов меньше, поэтому павианам физически тяжелее носить с собой груз.
Следующий вопрос — умеют ли приматы отличать живых особей от мертвых. Матери и даже другие особи вычесывали и чистили трупы, а молодежь играла с ними так же, как и с живыми обезьянами. Однако павианы могли тащить мертвого детеныша по земле за одну руку или очищать их рот, чего никогда не делали с живыми, даже если те были больны или спали. Это говорит о том, что обезьяны скорее понимали, что их отпрыск умер. Ученые предполагают, что необычные действия с мертвыми могут быть свидетельствами эмоциональных переживаний, сострадания или попросту интереса. Однако такие догадки сложно проверить, особенно на столь маленькой выборке.
Помимо матерей, с мертвыми детенышами взаимодействовали и посторонние павианы, в некоторых случаях даже больше, чем родительницы. Кроме того, мужские особи, которые были «друзьями» самок и возможными отцами, охраняли трупы, когда их матери отходили, и отпугивали чужаков. Все это подтверждает гипотезу влияния социальных связей на взаимодействия с мертвыми детенышами.
Животные взаимодействуют с трупами особей не только своего вида. Например, барсуки питаются падалью, и если добычи оказывается слишком много для одного приема пищи, закапывают мертвые туши, чтобы доесть позже. В 2017 году ученым удалось снять на видео, как барсуки прячут труп целой коровы.
Алиса Бахарева
Эту летучую мышь из Бразилии не видели с 1916 года
Бразильские зоологи переоткрыли странного кожана (Histiotus alienus). Эта летучая мышь из семейства гладконосых (Vespertilionidae) была описана по единственному экземпляру, добытому в штате Санта-Катарина на юге Бразилии в 1916 году. После этого ученые не встречали ее больше ста лет. Однако в ноябре 2018 года команда специалистов под руководством Винисиуса Клаудио (Vinícius C. Cláudio) из Института Освалду Круса во время работ по изучению рукокрылых в заповеднике в штата Парана поймала необычного самца летучей мыши из рода Histiotus, который отличался от представителей всех известных им видов окраской, а также размером и формой ушей. Исследователи сохранили особь в спирте для музейной коллекции, после чего, изучив образец внимательнее, пришли к выводу, что перед ними давно потерянный странный кожан. Сравнение с единственным известным до сих пор экземпляром, который хранится в Музее естественной истории в Лондоне, подтвердило эту догадку. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала ZooKeys. Клаудио и его соавторы отмечают, что вторая встреча со странным кожаном произошла примерно в 280 километрах к западу от первой и в другой экологической зоне. Если голотип данного вида рукокрылых был добыт в атлантическом лесу, то новый экземпляр — на травянистой равнине с фрагментами араукариевого леса. Обе эти экосистемы быстро исчезают под натиском цивилизации, что может поставить будущее странного кожана под угрозу. При этом о его образе жизни неизвестно практически ничего. По мнению исследователей, чтобы больше узнать о странных кожанах, нужно провести тщательный анализ музейных коллекций рукокрылых, собранных в Южной Бразилии: возможно, в них есть неправильно определенные экземпляры данного вида.