Телескоп VLT подтвердил железные дожди на экзопланете WASP-76b

Астрономы при помощи наземного телескопа VLT подтвердили, что на ночной стороне ультрагорячего газового гиганта WASP-76b идут дожди из капель железа. Это позволяет точнее моделировать атмосферу подобных объектов и больше узнать об их происхождении и эволюции, сообщается на сайте Европейской южной обсерватории.

WASP-76b была обнаружена в 2013 году и находится на расстоянии около 640 световых лет от Земли в созвездии Рыб, в системе звезды спектрального класса F7, которая в 1,5 раза массивнее и в 1,7 раза больше Солнца. Экзопланета представляет собой сверхгорячий газовый гигант и совершает один оборот вокруг своей звезды за 1,8 земных дня, при этом она находится в приливном захвате, что означает, что на одной ее стороне царит вечный день, а другая всегда в тени. Внешние, горячие слои подобных экзопланет представляют собой идеальные природные лаборатории для изучения химических процессов, идущих в столь экстремальных условиях, которые формируют климат на этих газовых гигантах.

Новые наблюдения за WASP-76b проводились в сентябре и октябре 2018 года при помощи приемника ESPRESSO, установленного на комплексе телескопов VLT в Чили. Астрономы во главе с Давидом Эренрайхом (David Ehrenreich) пронаблюдали два события транзита планеты по диску звезды и получили спектры пропускания. Когда планета оказывается между земным наблюдателем и диском звезды, часть света звезды проходит сквозь атмосферу и поглощается различными химическими элементами, что отражается в спектрах и позволяет понять химический состав атмосферы.

Температуру внешних слоев экзопланеты на дневной стороне оценили в 2693 кельвин, на ночной она падает до 1795 кельвин. При этом, в области терминатора (границы день-ночь) практически не наблюдается атомарного железа, в то время как на дневной стороне оно регистрируется. Это объясняется тем, что на дневной стороне планеты нет облаков и много паров атомарного железа в атмосфере, которые мощные ветра переносят на ночную сторону. Там, в свою очередь, идут процессы конденсации паров и образования облаков из капель железа. Таким образом, идея о том, что на ночной стороне WASP-76b и других подобных ей экзопланет могут идти дожди из капель железа, полностью подтвердилась.

Ранее мы рассказывали о том, как в атмосфере экзопланет впервые нашли оксид алюминия и оксид титана, а также почему красный карлик с горячим юпитером не вписался в ожидания астрономов.

«Джеймс Уэбб» отыскал в атмосфере гикеана следы дисульфида