Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Мужчины учуяли возбужденных женщин по запаху

Scent of a Woman / Unversal Pictures, 1992

Ученые из Великобритании и США с помощью нескольких экспериментов выяснили, что пот возбужденной женщины для мужчин привлекательнее, чем пот, выделяемый в спокойном, нейтральном состоянии. Кроме того, пот возбужденной женщины также повышал привлекательность женщин на фотографиях в глазах мужчин и их субъективное ощущение возбуждения. Обоняние человека, таким образом, в действительности может считаться системой коммуникации, которая передает необходимые для репродуктивного успеха сигналы, пишут ученые в Archives of Sexual Behaviour

Несмотря на то, что обоняние — далеко не самый главный способ коммуникации для человека, для передачи информации оно все же используется. В первую очередь запах служит сигналом, сообщающим о здоровье человека и качестве его личной гигиены, но может передавать и другую информацию. Например, состояние страха приводит к увеличению потоотделения, что может чувствоваться окружающими: по запаху, таким образом, люди могут распознавать и некоторые эмоции.

При этом животные, которые пользуются обонянием как одним из основных способов коммуникации, с помощью запаха передают ключевую для своего выживания информацию — о готовности к спариванию. В очень упрощенном виде такая коммуникация есть и у людей: мужчины, к примеру, по запаху определяют для себя более и менее привлекательных женщин, поэтому запах (в первую очередь речь идет о естественном запахе) может повлиять на женский репродуктивный успех.

Остается неясным, однако, могут ли мужчины по запаху определить условную готовность женщины к половому контакту — другими словами, учуять возбуждение. Ответить на этот вопрос решили Арно Визман (Arnaud Wisman) из Кентского университета и Илан Шрира (Ilan Shrira) из Университета штата Пенсильвания. Для этого они попросили 11 женщин предоставить образцы пота в двух условиях: про просмотре документального фильма о строительства моста и нескольких сцен из эротического фильма «Девять песен». Всех участниц попросили воздержаться от курения, потребления алкоголя и острой еды за 48 часов до эксперимента, а также протереть подмышки влажной салфеткой без запаха до сбора пробы с помощью прикрепленного ватного диска. Кроме того, образцы пота также собрали во время физической активности: участниц попросили в течение трех минут покрутить педали велотренажера. Возбуждение женщин во время забора проб также оценили с помощью специальных опросников.

В первом эксперименте приняли участие 24 гетеросексуальных мужчины. Каждому из них предоставили образцы запаха женщин в возбужденном и невозбужденном состоянии (то, что женщины во время просмотра эротических роликов были больше возбуждены, подтвердили результаты опроса). Несмотря на то, что мужчины посчитали и тот, и другой запах одинаково сильными, запах пота возбужденной женщины они посчитали более привлекательным (p = 0,01).

Во втором эксперименте приняли участие 32 гетеросексуальных мужчины, а образцы запахов предоставили шесть женщин. Задание было точно таким же, как и в предыдущем эксперименте, но с одним исключением: после обонятельной пробы мужчинам нужно было субъективно оценить собственное сексуальное возбуждение. Ученым, во-первых, удалось воспроизвести результаты предыдущего эксперимента (участники также посчитали запах женщины при просмотре эротического ролика более привлекательным), а во-вторых, они показали, что в ответ на запах сексуально возбужденной женщины мужчины возбуждаются сильнее, чем в ответ на обычный запах (p = 0,008).

Наконец, в третьем эксперименте (35 участников-мужчин и семь женщин, предоставивших образцы пота) ученые рассмотрели, как запах влияет на желание мужчины вступить в половой контакт в сравнении с другими сигналами. В отличие от двух предыдущих экспериментов, в третьем ученые использовали не только сцены из фильма «Девять песен», но также и вырезки из книги «50 оттенков серого», короткие клипы из фильма «Супер Майк» и эротические фотографии из датасета для оценки эмоциональных реакций в поведенческих экспериментах. Все стимулы оказались одинаково эффективны для возбуждения женщин.

Мужчинам, в свою очередь, после обонятельного теста показывали фотографии разных женщин, в том числе — «откровенно одетых» и «сидящих в откровенных позах». Участников субъективно больше привлекали фотографии именно таких женщин, а показатель этот был значительно (p = 0,027) выше после обонятельной пробы с запахом возбужденной женщины.

Авторы работы заключили, что женский пот в действительности может передавать сигнал о сексуальном возбуждении для мужчин и, в свою очередь, менять их поведенческую реакцию: вызывать возбуждение и оценку привлекательности. Обоняние, таким образом, в действительности может быть еще одной системой для передачи сигнала о репродуктивной готовности. То, что мужчины чувствительны к запаху возбужденной женщины, по мнению ученых, неудивительно: эволюционно особи мужского пола более озабочены регуляцией собственного репродуктивного успеха.

За первичное распознавание запахов в головном мозге человека отвечает небольшая парная структура — обонятельные луковицы. Обычно их отсутствие приводит к аносмии, но в прошлом году ученые обнаружили несколько пациентов, которые могут чувствовать запахи и без обонятельных луковиц: все они оказались женщинами, а большинство из них — левши. Больше о том, для чего люди используют обоняние, вы можете прочитать в нашем материале «Человеческим духом пахнет».

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.