Физик и математик Фримен Дайсон (Freeman Dyson), автор знаменитой концепции «сфер Дайсона» и участник разработки ядерного звездолета «Орион», скончался в возрасте 96 лет в минувшую пятницу, сообщил сайт Maine Public со ссылкой на дочь ученого Мию.
Дайсон закончил Кембриджский университет в 1945 году, став бакалавром по математике, но степени доктора не получил. С 1947 года он работал вместе с Ричардом Фейнманом и Гансом Бете, занимался квантовой электродинамикой. Его наиболее значимым достижением в этой области считается объединение трех версий квантовой электродинамики, созданных Фейнманом, Швингером и Томонагой.
Позднее Дайсон участвовал в исследовательских проектах, связанных с ядерной энергетикой, физикой твердого тела, ферромагнетизмом, астрофизикой и биологией. Около 50 лет назад он занимался проектом ядерного взрыволета «Орион» — корабля для межзвездных путешествий. Предполагалось, что если оснастить этот звездолет толстой защитной плитой и взрывать за ней одну за другой водородные бомбы, то он мог бы достичь скорости в 10 процентов от скорости света.
Была создана даже масштабная модель «Ориона», которая показала относительно устойчивый полет за счет взрывов зарядов обычной взрывчатки. Читайте об этом и других проектах межзвездных кораблей в нашем материале «Через пропасть».
Ученый также активно занимался темой поисков внеземных цивилизаций, и именно в этой сфере он выдвинул свою самую известную идею — идею «сфер Дайсона», гипотетических гигантских коконов вокруг звезд, который могли бы строить высокоразвитые цивилизации, чтобы собирать всю энергию звезды.
Несколько лет назад астрономы обнаружили звезду, чьи колебания яркости заставили некоторых предполагать, что это «сфера Дайсона» в стадии постройки. Подробнее об истории изучения этого объекта — «звезды Табби» — читайте в нашем материале.
Еще одна широко известная идея ученого — «дерево Дайсона», гипотетическое генно-инженерное растение, которое могло бы существовать на комете за счет кометных органических веществ и фотосинтеза. Такие «деревья», по мысли Дайсона, помогли бы человечеству выжить во внешних областях Солнечной системы.
Сергей Кузнецов
Результат получила коллаборация Belle II
Выход за пределы Стандартной модели — важнейшая поисковая задача физиков, занимающихся элементарными частицами. В первую очередь они ориентируются на существующие крупные аномалии, например, темную материю. Множество расширений Стандартной модели опирается на введение новых невидимых бозонов, которые могли бы стать такой материей. Один из процессов, где такие бозоны могли бы себя проявить — это распад тау-лептона. Физики знают, что этот тяжелый лептон распадается на электрон или мюон и соответствующий набор нейтрино. Ряд теорий, однако, предсказывает альтернативный канал распада, в котором вместо нейтрино рождается темный бозон. Проверить эту гипотезу вызвались физики из коллаборации Belle II, работающие на лептонном коллайдере SuperKEKB. В ходе измерительной кампании, длящейся с 2019 по 2020 год, ученые собрали данные о более, чем 57 миллионах событий, в которых сталкивающиеся электроны и позитроны превращаются в таон-антитаонные пары при энергии в системе центра масс, равной 10,58 гигаэлектронвольта. Интегральная светимость эксперимента составила 62,8 обратного фемтобарна. Физиков интересовали коэффициенты ветвления процессов с участием темных бозонов, деленные на соответствующие коэффициенты для известных процессов. Авторы протестировали собранные данные для бозонов в диапазоне масс от 0 до 1,6 гигаэлектронвольта и не нашли подтверждения этой гипотезе. Результат работы физиков накладывает новые ограничения на отношения коэффициентов ветвления: (6−36)×10−3 для распада на электрон и (3−34)×10−3 для распада на мюон с доверительным интервалом 95 процентов. Японский коллайдер SuperKEKB — это модернизированная версия его предшественника, коллайдера KEKB. Он был снова запущен после семи лет ремонта в 2018 году. С тех пор на нем было получено множество новых результатов, например, уточненное время жизни очарованного лямбда-бариона.