Обыкновенные лазоревки (Cyanistes caeruleus) и большие синицы (Parus major) могут учиться распознавать невкусную еду по поведению своих сородичей. Это выяснили британские зоологи, которые показывали птицам видеозаписи того, как другие птицы пробуют окунутый в горькую жидкость миндаль и демонстрируют явное отвращение. Помимо внутривидового обучения взрослых особей, как пишут ученые в Journal of Animal Ecology, наблюдалось и межвидовое: лазоревки учились определять неприятную еду не только у своих сородичей, но и у синиц.
Способность к обучению — одно из самых заметных преимуществ социальных видов животных: находясь в обществе своих сородичей, особи могут учиться добывать еду, избегать опасных мест и хищников, а также привлекать потенциальных партнеров и даже строить жилища. Разумеется, чаще всего подобное обучение происходит между детенышами или молодыми особями и их старшими опекунами или родителями, но также может наблюдаться и во взрослом возрасте, как, например, у койотов.
То же самое наблюдается и у синицевых: в конце 2017 года команда зоологов под руководством Роуз Торогуд (Rose Thorogood) из Кембриджского университета выяснила, что взрослые большие синицы учатся избегать неприятную для них еду, наблюдая, как взрослые же сородичи реагируют на нее с отвращением. В новой работе ученые при участии Торогуд повторили эксперимент с большими синицами, а также с другими синицевыми — обыкновенными лазоревками, чтобы изучить, может ли подобное обучение также быть межвидовым.
В исследовании приняли участие 24 птицы: 12 взрослых лазоревок и 12 взрослых синиц. Каждой птице показывали видео, на котором другая птица доставала угощение, завернутое в бумагу, — кусочки миндаля, а на бумаге был изображен либо большой черный квадрат, либо тонкий черный крестик. Миндаль в упаковке с черным квадратом окунули в горькую жидкость: когда птица пробовала его, она качала головой и дергала клювом, демонстрируя явное отвращение к угощению.
После того, как птицам показали видео, их пускали в комнату, где были такие же упаковки с миндалем — с черными квадратами или крестиками. Всего эксперимент проходил два дня: за это время птицам четыре раза показывали видео, причем на них были как птицы-сородичи, так и представители другого вида. В контрольном условии птицам не показывали видео — учиться тому, какое угощение стоит избегать, они должны были самостоятельно.
В ходе эксперимента и синицы, и лазоревки в действительности учились распознавать неприятную еду по видео — и делали это лучше, чем без него, а эффективность обучения повышалась со временем. Обыкновенные лазоревки также учились распознавать невкусную еду не только у представителей своего вида, но и у больших синиц, а вот синицы, напротив, больше обращали внимание только на сородичей.
Ученые, таким образом, не только в очередной раз показали эффективность внутривидового обучения (причем даже при отсутствии прямого контакта — при непрямом наблюдении), но и получили данные, говорящие в пользу того, что обучение может быть и межвидовым — при условии, что виды, например, близкородственные.
Орнитологи наблюдают за поведением и особенностями жизни синицевых довольно часто. Например, пару лет назад ученые выяснили, что те же большие синицы обладают достаточно хорошим самоконтролем и могут подавлять импульсивные действия.
Елизавета Ивтушок