Пассажирский самолет Boeing 747-436 британской авиакомпании British Airways в ночь с 8 на 9 февраля 2020 года установил рекорд времени полета через Атлантику среди дозвуковых самолетов. Согласно записи сервиса Flightradar24, самолет вылетел из Международного аэропорта имени Джона Кеннеди и прилетел в аэропорт Хитроу в Лондоне всего через 4 часа 56 минут. При этом в полете путевая скорость самолета достигала 717 узлов (1328 километров в час).
Примерно через 40 минут после вылета из Нью-Йорка Boeing 747-436 попал в воздушный поток урагана «Кьяра», сформировавшегося над Атлантикой и двигавшегося в сторону Европы. Именно благодаря этому лайнер и смог преодолеть 5554 километра чуть меньше чем за 5 часов. Для сравнения, среднее время полета из Нью-Йорка в Лондон при спокойной погоде составляет 6 часов 13 минут.
Несмотря на то, что путевая скорость самолета составила 1328 километров в час, что почти на 100 километров в час больше скорости звука у земли, в реальности он звукового барьера не преодолел. Путевая скорость самолета — это его скорость относительно земной поверхности. Она определяется множеством факторов, включая и скорости воздушных потоков, в которых движется самолет.
Воздушная же скорость самолета — это скорость его движения относительно воздушного потока, в котором он находится. Крейсерской скоростью для Boeing 747-436 являются 504 узла (933 километра в час). Вероятнее всего на такой или близкой к ней скорости пассажирский лайнер Boeing 747-436 и летел относительно воздушного потока урагана «Кьяра». Но из-за того, что сам воздушный поток урагана также имел свою скорость, путевая скорость лайнера получилась условно сверхзвуковой.
8 февраля Boeing 747-436 авиакомпании British Airways был не единственным самолетом, добравшимся из Нью-Йорка в Лондон значительно раньше срока. Два самолета Airbus A350-1041 авиакомпании Virgin Atlantic в тот день потратили на трансатлантический перелет за 4 часа 57 минут и 4 часа 59 минут. При этом самолеты, выполнявшие рейсы из Лондона в Нью-Йорк прилетели в пункт назначения в среднем на два часа позже.
Предыдущий рекорд времени трансатлантического перелета был установлен в январе 2018 года пассажирским самолетом Boeing 787-9 Dreamliner норвежской авиакомпании Norwegian. Этот лайнер провел в воздухе 5 часов 13 минут.
Абсолютный рекорд перелета через Атлантику был установлен в феврале 1996 года сверхзвуковым пассажирским самолетом Concorde авиакомпании British Airways. Этот самолет выполнил перелет из Нью-Йорка в Лондон за 2 часа 52 минуты.
Василий Сычёв
Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету
Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».