Финские и испанские зоологи обнаружили у инвазивных аргентинских муравьев (Linepithema humile) множество вирусов, сообщается в Journal of General Virology. У отдельно взятой особи многообразие их штаммов выше летом, чем зимой. У цариц их больше, чем у рабочих и самцов, а среди рабочих вирусы разнообразнее у фуражиров.
Аргентинские муравьи изначально жили в Южной Америке, но благодаря человеку попали в Японию и Европу. Там они сформировали сверхколонии: европейская, например, простирается на 6000 километров вдоль значительной части Средиземноморского побережья. Рабочие особи практически не нападают друг на друга, даже если они происходят из разных основных колоний (но дерутся с представителями минорных колоний).
Вероятно, эта особенность дает аргентинским муравьям конкурентные преимущества, поэтому они быстро и эффективно расселяются по планете и поедают огромное количество насекомых. Linepithema humile часто контактируют с представителями других видов, и те теоретически могут передавать им возбудителей различных заболеваний. Вероятно, контроль численности L. humile с помощью вирусов помог бы остановить их распространение и снизить численность.
Исследователи из Университета Оулу и Университета Жироны определили, какие вирусы носят в себе аргентинские муравьи из европейской сверхколонии, и вывели закономерности встречаемости. Для этого они применили ПЦР в реальном времени, которая дала возможность оценить многообразие и количество вирусной РНК у цариц, самцов и рабочих особей (бесплодных самок). Ранее уже выяснили, что разнообразные РНК-вирусы присутствуют у цариц, и список их известен (хотя он может быть неполным). Многообразие вирусов у аргентинских муравьев оценивали в январе, апреле, июле и октябре.
Оказалось, что часть вирусов присутствует у L. humile постоянно, но некоторые, в основном (+)РНК-вирусы, встречаются только летом. В любое время года у цариц больше различных вирусов, чем у рабочих и самцов. Это связали с числом контактов между особями: у царицы оно максимальное, так как многие приносят ей пищу. Среди рабочих самок больше всего вирусов имели те, которые чаще других совершали вылазки за пищей. Учитывая, что аргентинские муравьи — хищники, новые вирусы могли доставаться им от добычи.
Среди паразитов аргентинских муравьев нашелся и кашмирский вирус, во многом ответственный за катастрофическое снижение численности медоносных пчел. Притом его обнаруживали у муравьев летом, но не в холодное время года. Возможно, данные о нем, полученные на Linepithema humile, могут помочь в борьбе с эпидемиями пчел.
Аргентинских муравьев довольно много изучают. Мы писали о том, как они отравляют рабочих муравьев конкурирующих видов, и о том, как они эффективно передвигаются в условиях повышенной плотности «транспортного потока».
Светлана Ястребова
Это произойдет из-за утраты местообитаний, если не снизить антропогенное воздействие
Если не ограничить антропогенные выбросы парниковых газов, то при текущих тенденциях землепользования и распределения населения в Европе к 2061–2080 годам 76 процентов видов шмелей лишится 30 процентов площади своих местообитаний. Это поставит их под угрозу вымирания. Такие выводы содержит статья, опубликованная в журнале Nature. В мире более 90 процентов дикорастущих растений и более 75 процентов сельскохозяйственных культур опыляют насекомыми-опылителями. В последние десятилетия их популяциям угрожает потепление климата, загрязнение воздуха, некорректное применение пестицидов, неустойчивое землепользование и ряд других проблем, из-за которых их численность снижается во всем мире. В умеренных и высоких широтах северного полушария главными насекомыми-опылителями выступают шмели, организм которых адаптирован к холодным условиям. Согласно некоторым национальным отчетам (например, бельгийскому и нидерландскому), в Европе уже наблюдается локальное вымирание до четверти видов шмелей. Ученые под руководством Гийома Гисбена (Guillaume Ghisbain) из Брюссельского свободного университета смоделировали, как изменится численность шмелей разных видов в Европе в течение XXI века, используя наборы данных о климате, землепользовании и населении из проекта ISIMIP2b и обучая модели экологических ниш на данных о присутствии и численности шмелей с географической привязкой. Они использовали три сценария социоэкономического развития (SSP 1-2.6; SSP 3-6.0 и SSP 5-8.5), предполагающие низкие, умеренные или высокие антропогенные выбросы парниковых газов соответственно. Авторы исследования пришли к выводу, что даже при существенном ограничении антропогенных выбросов парниковых газов к 2061–2080 годам 32 процента видов шмелей, внесенных МСОП в список «вызывающих наименьшее опасение», потеряют не менее 30 процентов площадей пригодных для их жизни местообитаний. Если же не ограничить эти выбросы, то с потерей почти трети местообитаний столкнется уже 76 процентов видов европейских шмелей. Таким образом, эти виды шмелей окажутся в категории «находящиеся под угрозой исчезновения». Сильнее всего пострадают местообитания шмелей в Бельгии, Германии, северной Франции и Нидерландах, но в целом вся территория Европы ниже 60 градуса северной широты рискует стать малопригодной для обитания шмелей. Рефугиумом для некоторых видов шмелей может стать Фенноскандия, если на ее территории не усилится действие каких-либо неучтенных антропогенных факторов. Подробнее о причинах и последствиях кризиса насекомых-опылителей в биосфере можно прочитать в нашем материале «Проблема жъжъь».