Полуторагодовалые младенцы могут оценить сложность поставленной задачи по тому, как ее выполняют взрослые, и на основании этого же решить, стоит ли вообще пытаться ее выполнять. Это выяснили американские ученые: на глазах у детей они сначала доставали игрушки, которые взрослому было легко, сложно или невозможно достать, а затем смотрели, как дети повторяют задание с игрушкой, которую заведомо нельзя было достать, но они об этом не знали. Младенцы, думая, что игрушку достать легко или невозможно, переставали пробовать сразу же, но не прекращали попытки, если видели до этого, что задачу выполнить сложно, но можно, пишут ученые в Nature Human Behaviour.
Даже при видимой неограниченности ресурсов современного человека для того, чтобы выполнить какую-то задачу, зачастую необходимо прилагать усилия. Усилия, однако, стоят дополнительных энергозатрат и иногда могут быть потрачены впустую: поэтому человеку (впрочем, как и любому другому животному) необходимо оценить, можно ли выполнить задачу вообще — еще до того, как он к ней приступит.
Оценивать сложность задачи человек должен научиться как можно раньше, и не последнюю роль в этом играет ранний социальный контакт. Проверить, могут ли младенцы в возрасте полутора лет понять по действиям взрослых, стоит ли пытаться выполнить какую-то задачу, решили ученые под руководством Келси Лукки (Kelsey Lucca) из Вашингтонского университета. В их исследовании приняли участие 32 ребенка и их родители: дети сидели на коленях у взрослых, глаза которых были закрыты для чистоты эксперимента — чтобы они не видели, что именно делает экспериментатор.
Сам эксперимент проходил в несколько этапов. Сначала ребенок наблюдал за тем, как исследователь пытается достать игрушку с помощью веревки, перетягивая ее через стол. Достать игрушку было либо легко (она сразу же двигалась, если потянуть за веревку), либо сложно (придвинуть контейнер к себе можно было только с пятой попытки), либо вообще невозможно (сколько бы экспериментатор ни пытался, контейнер не сдвигался с места).
После демонстрации придвинуть к себе контейнер предлагали самому ребенку, но в этот раз контейнер был прикреплен к столу — этого, разумеется, ребенок не знал. На выполнение каждой задачи ребенку давали три попытки.
В том случае, если ребенок на основании наблюдения за взрослыми думал, что достать игрушку просто, время, которое он тратил на то, чтобы ее достать, существенно сокращалось. То же самое происходило и в том случае, если игрушку достать было невозможно — ребенок быстро переставал пытаться. При этом, если ребенок знал, что достать игрушку можно, но это будет сложно, он не прекращал пытаться даже к третьей попытке и тратил на выполнение задачи примерно столько же времени.
Также ученые измерили силу, с которой дети дергали за веревки в зависимости от задачи. Результаты оказались схожими: при легкой или невыполнимой задаче затраченная сила снижалась, а если достать игрушку было просто сложно — увеличивалась.
Кроме того, ученые также отметили, сколько раз ребенок обращался за помощью к родителю или экспериментатору. Это случалось не часто (в среднем — меньше одного раза), но чаще всего — в том случае, когда достать игрушку было легко, но — по понятным причинам — не выходило.
Авторы пришли к выводу, что уже в возрасте полутора лет дети могут вести себя довольно рационально: оценивая по действиям взрослых, насколько сложно и возможно ли вообще выполнить задачу, они регулируют собственные усилия и время, которое на эту задачу можно потратить.
А вот понимание того, стоит ли тратить силы на выполнение задачи в зависимости от того, какая награда за этим следует, развивается только с возрастом, а конкретно — после 18 лет.
Елизавета Ивтушок