Шведские зоологи неожиданно для себя обнаружили, что некоторые выращенные в неволе волчата могут реагировать на команды незнакомого тренера и приносить ему мячик. Этот результат переворачивает наши представления об одомашнивании волков. До сих пор считалось более вероятным, что социальность появилась у них уже после начала отбора. Теперь же кажется, что способность реагировать на команды людей — это часть естественной вариации поведения волков, которая могла лечь в основу одомашнивания. Исследование опубликовано в журнале iScience.
В ходе одомашнивания волков человек провел огромную селекционную работу, и современные собаки по множеству признаков отличаются от своих предков. Тем не менее не вполне ясно, на какие именно признаки волков опирались древние люди, когда выбирали себе компаньонов. Здесь возможно два сценария развития событий.
Первый состоит в том, что среди волков встречались разные степени проявления признаков, которые были важны для человека (например, дружелюбность), и люди отбирали для себя животных с крайними проявлениями, которые потом дополнительно усилились в ходе селекции. Второй заключается в том, что люди выбирали животных по каким-то другим признакам, а те особенности собак, которые мы видим сегодня, возникли позже в результате новых мутаций и были поддержаны селекцией — так, например, произошло с короткомордостью или коротколапостью.
Кристина Уит (Christina Wheat) и Ханс Темрин (Hans Temrin) из Стокгольмского университета исследовали поведение волчат и их взаимодействие с человеком. Несмотря на то, что среди диких животных известны случаи, когда они реагировали на команды человека и выполняли их, это были в основном тренированные особи, а тренер был им лично знаком. Исследователи хотели проверить, как волчата будут реагировать на команды незнакомца. Они полагали, что способность выполнять команды появилась уже после начала селекции, но животные опровергли их предположения.
Эксперимент заключался в следующем: животному бросали мячик и давали время с ним поиграть, а затем тренер голосом просил принести мячик обратно. Это повторялось трижды, и каждый раз реакцию на команду оценивали по 5-балльной шкале от полного равнодушия к мячику до готовности выполнить просьбу. В эксперименте участвовали 13 волчат возрастом около 8 недель, воспитанных в неволе, но не знакомых с тренером.
Неожиданно для себя экспериментаторы обнаружили, что трое волчат принесли мячик обратно тренеру (это 5 баллов по шкале): двое из них — в двух повторах из трех, а один — во всех трех. Еще двое попробовали поиграть с мячиком, но проигнорировали команду, а остальных не заинтересовали ни мячик, ни тренер.
Авторы работы полагают, что их данные свидетельствуют в пользу первого сценария развития событий: древние люди отбирали волков по крайним проявлениям их социального поведения, то есть те свойства, которые мы сегодня наблюдаем у собак, являются естественной вариацией поведения волков. Правда, на генетическом уровне следов отбора на социальность у собак до сих пор не обнаружили, но Уит и Темрин объясняют это недостатком данных и сложностью генетического анализа поведенческих черт.
Ранее ученые выяснили, что по сравнению с собаками волки более толерантны друг к другу, склонны к риску и лучше решают групповые задачи. Кроме того, зоологи нашли у волков диалекты и предположили, что в процессе одомашнивания они приобрели подвижные брови, чтобы привлекать внимание хозяина.
Полина Лосева