Финские ученые придумали метод двойного фМРТ-сканирования головного мозга. Они заказали двойную магнитную катушку, которая по отдельности принимает сигнал с головного мозга двух разных участников. Несмотря на ограничения (чистота сигнала была ниже по сравнению со стандартным фМРТ), ученым удалось визуализировать активность речевых центров мозга, а также сенсомотороной коры во время эксперимента. Препринт работы опубликован на портале bioRxiv.org.
Обновлено: 28 апреля статью опубликовали в журнале Frontiers in Psychiatry.
Современные методы нейровизуализации позволяют подробно изучить активность мозга при выполнении самых разных заданий, но у каждого из них свои ограничения. Электроэнцефалография, к примеру, обладает очень большим временным разрешением (то есть транслирует активность мозга практически в реальном времени), а вот пространственное разрешение у него довольно низкое: зоны мозга, активность которых можно регистрировать, ограничены областями, которые покрывают электроды (каналы).
При этом ЭЭГ очень удобна: электроды крепятся к голове через специальную шапочку, а человек во время эксперимента может спокойно двигаться. Также этот метод позволяет проводить эксперименты в парах: например, чтобы изучить активность мозга двух участников во время общения. С другим методом нейровизуализации, функциональной МРТ (фМРТ), так сделать не получится: один сканер рассчитан на одного человека, оборудование очень дорогое, а ставить два сканера рядом имеет мало смысла — как минимум из-за уровня шума.
Тем не менее, у фМРТ есть много преимуществ перед тем же ЭЭГ: например, очень высокое пространственное разрешение. Именно поэтому его необходимо как-то адаптировать для использования в паре — так, чтобы одновременно можно было записывать активность мозга сразу двух человек.
Для этого Лаури Нумменмаа (Lauri Nummenmaa) из Университета Турку и ее коллеги использовали сделанную на заказ двойную покрывающую катушку — внутреннюю магнитную часть сканера, которая крепится над исследуемой частью тела. У катушек отдельные проводящие элементы, что позволяет записывать два BOLD-сигнала (реакцию насыщенной кислородом крови на магнитное поле сканера) в отдельности. Всего в каждой катушке по восемь проводящих каналов: обычно в стандартной катушке на одну голову их 32.
Две катушки расположены достаточно близко друг к другу: участникам исследования приходится лежать лицом к лицу и приобнявшись. Поэтому для проверки своего метода ученые провели эксперимент с участием 10 пар близких друзей и романтических партнеров: их просили по очереди трогать друг друга пальцами по губам и следить за тем, что делает партнер. По активности мозга ученые, таким образом, пытались выделить сенсомоторные реакции мозга на ощущение прикосновения и само прикосновение. Кроме того, ученые также регистрировали активность мозга участников во время прослушивания инструкций.
Несмотря на довольно низкое по сравнению с 32-канальной катушкой отношение сигнал/шум ученым удалось выделить кластеры активации в речевых зонах во время прослушивания, а в сенсомоторной коре — во время выполнения задания (причем для пассивной и активной роли в отдельности).
Авторы работы заключили, что новый метод фМРТ можно применять для изучения социальных взаимодействий и сопровождающей мозговой активности. Стоит отметить и другое, помимо чистоты сигнала, ограничение метода: нахождение в сканере с двойной катушкой требует того, чтобы участники эксперимента лежали очень близко друг к другу, поэтому подходит он, скорее всего, только для изначально близких друг другу людей.
Еще один метод изучения активности мозга, который применяется в парных экспериментах — функциональная спектроскопия в ближней инфракрасной области (фБИКС). Недавно с помощью этого метода ученые показали, что активность мозга младенцев и их родителей синхронизируется во время игры.
Елизавета Ивтушок
Но стабильного дозозависимого эффекта терапии обнаружить не удалось
Исследователи из США провели первые клинические испытания сонодинамической терапии глиом на людях. Они показали относительную безопасность метода, но подтверждение эффективности, обнаруженной в моделях на мышах, получить не удалось. Результаты были опубликованы в журнале Science Translational Medicine.