Американские ученые выяснили, что во время игры младенцев в возрасте 9–15 месяцев и их родителей синхронизируется активность мозга — в основном, в области префронтальной коры. Подобного не наблюдается между детьми и взрослыми, которые просто сидят рядом и читают книгу вслух, а сама синхронизация, по-видимому, лежит в основе обучения через коммуникацию, пишут ученые в Psychological Science.
Способность к коммуникации формируется у человека еще во младенчестве: в самом раннем возрасте ребенок, к примеру, узнает, что будет, когда он начнет плакать или кричать, и далее он может использовать это как способ получить внимание от родителя. Разумеется, этот процесс сопровождается формированием крепких нейронных связей, но сам этот процесс изучался только поверхностно.
Ученые под руководством Элис Пьяццы (Elise Piazza) из Принстонского университета решили проверить один ключевой аспект формирования нейронных связей — синхронизацию мозговой активности во время общения. Ранее исследователи уже показывали, что активность мозга взрослых людей синхронизируется во время беседы, а в новой работе ученые решили проверить, происходит ли то же самое во время игры — основного способа коммуникации между младенцами и их родителями.
В исследовании приняли участие 18 детей в возрасте 9–15 месяцев и их родители. Активность мозга участников оценивали с помощью функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области (фБИКС) — этот метод позволяет визуализировать активность мозга по приливающей к активным участкам крови, так как гемоглобин в ней хорошо поглощает инфракрасное излучение.
Во время эксперимента дети играли с родителями в игрушки, слушали, как те читают книжки и разговаривают. Активность мозга младенцев сравнивали с активностью мозга его родителя, а в контрольном условии — с экспериментатором, который, находясь рядом с ребенком, но не смотря на него, читал книгу другому человеку.
Оказалось, что во время игры между активностью мозга ребенка и родителя наблюдается больше синхронизации, чем между мозгом ребенка и взрослого, когда тот просто читает ему книгу и не смотрит на него. Больше всего активность коррелировала в области префронтальной коры, но также и в теменной зоне. Кроме того, синхронизация была выше в том случае, если ребенок и взрослый смотрели на один и тот же объект.
По словам ученых, самое интересное в этой работе — синхронизация активности префронтальной коры, которая, среди прочего, отвечает за обучение, формирование различных навыков и речь. По-видимому, подобная синхронизация сопровождает процесс коммуникации и ложится в основу обучения новым навыкам в самом раннем возрасте.
Разумеется, синхронизироваться мозг может не только у людей. Так, схожая нейронная активность наблюдается у птиц во время исполнения песен дуэтом, а у обезьян — при наблюдении друг за другом.
Елизавета Ивтушок