Исследовательская лаборатория ВВС США провела испытания беспилотного летательного аппарата с адаптивным крылом. Согласно сообщению лаборатории, на аппарат исследователи установили крыло с гладкой поверхностью без дополнительных подвижных аэродинамических элементов вроде закрылков, предкрылков или элеронов.
Адаптивным называется крыло, способное изменять форму профиля в зависимости от условий или режима полета. Изменение формы возможно благодаря внутренней механизации, размещенной под гладкой гибкой обшивкой. Считается, что адаптивное крыло может быть выполнено более легким по сравнению с традиционным жестким крылом.
В Исследовательской лаборатории ВВС США полагают, что благодаря изменению формы профиля крыла возможно подстраивать его аэродинамические характеристики под конкретные условия полета. Потенциально использование такой технологии на самолетах позволит добиться снижения расхода топлива на 10 процентов.
Адаптивное крыло, разработанное Исследовательской лабораторией ВВС США, получило название VCCW (Variable Camber Compliant Wing, деформируемое крыло с изменяемым профилем). Его летные испытания на беспилотнике проводились в сентябре-октябре 2019 года и были признаны успешными. В полете за изменение формы профиля крыла отвечала автоматика.
Во время испытаний исследователи зафиксировали снижение шумности крыла по сравнению с обычным крылом, которое объясняется отсутствием каких-либо щелей или неровностей на его поверхности. Другие подробности о состоявшихся проверках пока не раскрываются.
В прошлом году NASA провело испытания складываемых в полете законцовок, которые позволят увеличить подъемную силу крыла и управляемость самолетом при малой скорости полета. Испытания проводились в Летно-исследовательском центре Армстронга в Калифорнии.
Василий Сычёв
NASA завершает работу над проектом в сентябре 2023 года
NASA объявило, что завершит работу над проектом по разработке перспективного электрического самолета X-57 Maxwell до конца сентября 2023 года, как и было запланировано. При этом, несмотря на достигнутые успехи, первый полет самолета так и не состоится из-за возникших на позднем этапе проблем, влияющих на безопасность полета, и отсутствия критически важных компонентов, необходимых для дальнейшей разработки. После завершения проекта в сентябре команда продолжит работу в течение еще нескольких месяцев, чтобы подготовить результаты для публикации, говорится на сайте NASA. Проект, стартовавший в 2016 году, предполагал разработку экспериментального полностью электрического самолета на базе серийного двухмоторного поршневого самолета Tecnam P2006T. В 2019 году состоялся первый пуск двух электромоторов, размещенных в штатных местах для поршневых двигателей, с воздушными винтами в режиме флюгирования. В будущем предполагалось заменить стандартное крыло на новое удлиненное с 14 электромоторами на передней кромке. За время работы над проектом команда инженеров успела разработать устойчивые к перегреву литий-ионные батареи, создала контроллеры питания для авиационных электромоторов на основе карбид-кремниевых транзисторов и смогла решить проблему электромагнитных помех, воздействующих на бортовые системы самолета. Достигнутые результаты проекта будут отражены в публикациях и доступны другим разработчикам.