Специалисты подмосковного Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского завершили продувочные испытания высокоскоростной контрольной модели перспективного китайско-российского широкофюзеляжного лайнера CR929. Согласно сообщению института, испытания проходила модель самолета в конфигурации «фюзеляж плюс крыло».
Высокоскоростные модели используются для исследования аэродинамических характеристик летательных аппаратов при скоростях воздушного потока, превышающих проектные крейсерские скорости. Благодаря этому исследователи могут составлять более точный прогноз поведения летательных аппаратов во время натурных испытаний.
Исследования модели CR929 проводились в трансзвуковой аэродинамической трубе Т-128. Ранее аналогичные испытания были проведены в Китае и в Евросоюзе. По заявлению ЦАГИ, исследователи впервые получили возможность сравнить результаты испытаний модели CR929, проведенных в разных странах мира.
В настоящее время специалисты занимаются анализом полученных во время исследования модели CR929 данных. Результаты анализа будут использоваться при дальнейшем проектировании нового пассажирского самолета.
Предварительное соглашение о разработке широкофюзеляжного лайнера CR929 было подписано в 2014 году, а основной договор — в 2016-м. Созданием самолета занимаются китайская корпорация COMAC и российская «Объединенная авиастроительная корпорация». Разработка технической концепции самолета велась с мая по декабрь 2017 года.
Длина CR929 составит 63,3 метра, а размах крыла — 63,9 метра. Дальность полета самолета составит около 12 тысяч километров, что позволит использовать его на большинстве средне- и дальнемагистральных маршрутов. Лайнер в трехклассовой компоновке сможет перевозить 281 пассажира.
Перспективный самолет планируется оснастить двумя двигателями, каждый из которых должен развивать тягу не менее 347,2 килоньютона. При этом на лайнер могут быть установлены и более мощные силовые установки с учетом того, что китайская сторона в будущем планирует разработать удлиненную версию CR929.
В рамках проекта CR929 российская сторона, помимо прочего, отвечает за разработку композитного крыла, его механизации, подвески двигателей и основных стоек шасси.
В конце прошлого года COMAC изготовила первую цельнокомпозитную секцию фюзеляжа лайнера CR929. Длина секции составляет 15 метров, а диаметр — 6 метров. Это первая авиационная деталь, изготовленная в Китае полностью из композиционных материалов.
Василий Сычёв
NASA завершает работу над проектом в сентябре 2023 года
NASA объявило, что завершит работу над проектом по разработке перспективного электрического самолета X-57 Maxwell до конца сентября 2023 года, как и было запланировано. При этом, несмотря на достигнутые успехи, первый полет самолета так и не состоится из-за возникших на позднем этапе проблем, влияющих на безопасность полета, и отсутствия критически важных компонентов, необходимых для дальнейшей разработки. После завершения проекта в сентябре команда продолжит работу в течение еще нескольких месяцев, чтобы подготовить результаты для публикации, говорится на сайте NASA. Проект, стартовавший в 2016 году, предполагал разработку экспериментального полностью электрического самолета на базе серийного двухмоторного поршневого самолета Tecnam P2006T. В 2019 году состоялся первый пуск двух электромоторов, размещенных в штатных местах для поршневых двигателей, с воздушными винтами в режиме флюгирования. В будущем предполагалось заменить стандартное крыло на новое удлиненное с 14 электромоторами на передней кромке. За время работы над проектом команда инженеров успела разработать устойчивые к перегреву литий-ионные батареи, создала контроллеры питания для авиационных электромоторов на основе карбид-кремниевых транзисторов и смогла решить проблему электромагнитных помех, воздействующих на бортовые системы самолета. Достигнутые результаты проекта будут отражены в публикациях и доступны другим разработчикам.