Астрономы обнаружили широкую двойную систему из яркой звезды и невидимого массивного объекта. По современным представлениям компаньоном в таком случае может быть только черная дыра, которая должна быть тяжелее Солнца примерно в 68 раз. Это делает ее наиболее крупной из известных представителей группы таких объектов, масса которых сравнима со звездными, пишут авторы в журнале Nature.
Продолжение: Открытие рекордной черной дыры назвали ошибочным
Черные дыры — это объекты с такой большой гравитацией, что никакое тело не может удалиться из их непосредственной окрестности на бесконечность, даже свет. С точки зрения наблюдения выделяют три основных типа таких объектов: черные дыры звездных масс, промежуточных масс и сверхмассивные.
Эта классификация отражает как разные механизмы формирования, так и разные проявления. В частности, все известные до недавнего времени черные дыр звездных масс (помимо зарегистрированных посредством гравитационных волн) были обнаружены в рентгеновских двойных. В таких системах вещество обычной звезды перетекает на компактный объект, при этом разогреваясь до миллионов градусов и испуская высокоэнергетическое излучение.
На данный момент все известные в Млечном Пути черные дыры звездных масс не более чем в 20 раз тяжелее Солнца. Это хорошо согласуется с теорией звездной эволюции, которая описывает рождение таких объектов в результате взрывов сверхновых. Вместе с тем модели предсказывают, что экстремально тяжелые звезды должны заканчивать жизни в виде парно-нестабильных сверхновых, после взрывов которых не остается компактного объекта.
Астрономы под руководством Лю Цзифэна (Liu Jifeng) применили новый способ поиска черных дыр и обнаружили в нашей Галактике объект с массой порядка 68 солнечных. Авторы использовали метод лучевых скоростей, которым обычно ищут экзопланеты. Для обнаружения тела с его помощью необходимо фиксировать периодические смещения линий в спектре звезды, по которым можно вычислить орбитальные и физические параметры невидимого компаньона.
Поиск проходил в рамках длительной программы наблюдений спектроскопических двойных на китайском телескопе LAMOST. Всего изучалось около 3000 источников в направлении на антицентр Млечного Пути. У одной из звезд в этом поле, LB-1, обнаружились периодические вариации лучевой скорости, которые затем были независимо подтверждены наблюдениями на других телескопах.
Точные спектроскопические данные позволили определить параметры звезды с высокой точностью. Температура ее поверхности составляет около 18100 кельвин, логарифм силы тяжести — 3,43, масса — 8,2 солнечных, а расстояние — 4,23 килопарсека. В ее излучении нашли закономерные смещения линий с периодом в 78,3 дня, которые соответствуют амплитуде лучевой скорости в 52,8 километров в секунду.
Этих данных недостаточно для определения массы компаньона, так как неизвестен угол наклона плоскости орбиты системы относительно луча зрения. Однако даже в случае прямого угла получается масса в 6 солнечных, что уже однозначно классифицирует объект как черную дыру. Однако ученые показывают, что наблюдаемое от источника свечение в линии Hα не может быть связано с видимой звездой, диском вокруг нее или фоновым объектом, так как ее доплеровская ширина составляет 300 километров в секунду. Следовательно, это излучение связано с диском вокруг черной дыры, что позволяет независимо определить ее массу, которая соответствует 68 солнечным с ошибками около 12. Это также позволяет определить угол наклонения, который в данном случае оказывается равен 15–18 градусам.
Обнаруженный объект исключителен сразу по нескольким параметрам. Во-первых, эта самая крупная непосредственно обнаруженная черная дыра звездных масс. Во-вторых, она входит в самую широкую известную двойную с черной дырой в составе, из-за чего не видна как рентгеновский источник. В-третьих, ее масса примерно в два раза превышает предельную начальную массу для формирующихся в результате взрывов сверхновых черных дыр.
Ограничение на максимальную массу черной дыры сильно зависит от металличности исходной звезды, то есть от концентрации в ней элементов тяжелее гелия. Однако LB-1 по этому показателю соответствует Солнцу, из чего можно ожидать примерно такой же металличности и у звезды-предшественника обнаруженной черной дыры. В таком случае на момент образования она не должна была быть тяжелее 25 масс Солнца.
Авторы предлагают несколько возможных сценариев формирования такого объекта. Эта черная дыра могла возникнуть после попадания дыры с разрешенной массой в крупную звезду примерно в 60 раз тяжелее Солнца. В таком случае значительная доля вещества может оказаться под горизонтом событий. Также такой объект мог образоваться после слияния пары черных дыр, появившихся после взрывов сверхновых. В таком случае изученная система должна была изначально быть тройной с парой очень массивных звезд на близкой орбите. Авторы не исключают, что этот объект теоретически может до сих пор быть очень тесной системой из двух черных дыр с массами около 35 солнечных.
Совсем недавно астрономы сообщали о другом рекорде — обнаружении исключительно маленькой черной дыры. Также ученые разрешили планетам формироваться вокруг сверхмассивных черных дыр. О полученном ранее в этом году первом изображении тени черной дыры мы подробно писали в материале «Заглянуть за горизонт».
Его создала сверхмассивная черная дыра
Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» обнаружил мощный отток нейтрального и ионизированного газа из далекой массивной галактики COSMOS-11142. Его нельзя объяснить звездообразованием или слияниями галактик, скорее всего, он возник из-за активности сверхмассивной черной дыры. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org. Считается, что крупномасштабные оттоки вещества из галактик, порождаемые активностью их центральных сверхмассивных черных дыр, играют фундаментальную роль в деле подавления (или тушения) процесса звездообразования в массивных галактиках. Однако прямых наблюдательных доказательств этой гипотезы до сих пор нет, особенно в случае ранней Вселенной, где тушение звездообразования могло происходить очень быстро, что требует удаления газа, а не его нагрева. Ранее в массивных далеких галактиках наблюдались лишь оттоки ионизированного газа, оттоки нейтрального или молекулярного газа при больших значениях красного смещения регистрировались лишь для галактик со вспышкой звездообразования и квазаров. Группа астрономов во главе с Сирио Белли (Sirio Belli) из Болонского университета сообщила об обнаружении сильного оттока газа из массивной далекой галактики COSMOS-11142 при помощи инструментов NIRSpec, NIRCam и MIRI космического телескопа «Джеймс Уэбб». COSMOS-11142 представляет собой массивную (звездная масса около 1010,9 масс Солнца) галактику, характеризующуюся красным смещением 2,445 и эффективным радиусом около двух тысяч световых лет. Галактика находится в фазе быстрого тушения ранее действовавшей вспышки звездообразования. Темпы оттока нейтрального и ионизированного газа из галактики составляют около ста и одной солнечной массы в год, соответственно, что больше, чем типичные значения оттоков для галактик, образующих звезды, в тот период. В основном из галактики истекает нейтральный газ, при этом нет свидетельств того, что отток вызван процессами звездообразования или событием крупного слияния галактик. Ученые считают, что за отток газа ответственна центральная сверхмассивная черная дыра, о наличии которой свидетельствуют свойства эмиссионных линий ионизированного газа в спектре. При этом сама черная дыра не демонстрирует сейчас заметную активность в рентгеновском или радиодиапазонах. Таким образом, сверхмассивные черные дыры действительно способны быстро подавлять звездообразование в массивных галактиках за счет выброса нейтрального газа прочь из галактики. Ранее мы рассказывали о том, как «Джеймс Уэбб» подтвердил открытие рекордно далекой массивной спокойной галактики.