Соловьи попрактиковались в пении во время зимовки

Европейские ученые выяснили, что песни обыкновенного соловья (Luscinia luscinia) во время зимовки в Африке существенно отличаются от песен, которые они исполняют во время брачного сезона весной в России и Польше. Из всех соловьиных песен, записанных во время зимовки, 89 процентов не имели привычной европейской структуры и отличались ярко выраженной вариативностью. Подобные особенности наблюдаются во время сенсомоторной фазы обучения пению, что может означать, что во время зимовки соловьи репетируют песни, чтобы петь лучше весной, пишут ученые в журнале Behavioral Ecology & Sociobiology.

Певчие птицы используют свои песни для обозначения территории и привлечения потенциального партнера. Чаще всего пение можно услышать в брачный сезон (собственно, тогда оно и имеет смысл), но перелетные птицы могут петь и во время зимовки. Не всегда, однако, понятно, зачем: в зимний период птицы не размножаются, поэтому привлекать партнеров им не надо, хотя потенциально они могут защищать занимаемую ими в теплых краях территорию. При этом исследования показывают, что уровень тестостерона в крови певчих перелетных птиц ниже во время зимовки и недостаточен для того, чтобы стимулировать наблюдаемое во время брачного сезона пение.

В связи с этим даже возникла гипотеза, что зимнее пение помогает птицам улучшать свои собственные песни (другими словами, вне периода размножения они тренируются), но проверить ее экспериментально до сих пор не удавалось. Исправить это решили ученые под руководством Абеля Сурью (Abel Souriau) из Карлова университета: они сосредоточились на обыкновенных соловьях — певчих птицах с большим репертуаром (каждая особь знает примерно по 32 песни), которые на зиму мигрируют на большие расстояния.

Ученые проанализировали песни соловьев, записанные во время брачного сезона весной в России и Польше и во время зимовки в Танзании. Записи разбили на отдельные элементы, составляющие их слоги, целые фразы (сочетания слогов) и отдельные песни, а затем проанализировали их по спектрограммам.

Корреляции между песнями ученые проследили по тому, как сочетаются и связываются между собой два разных слога, как строятся многоуровневые слоги и отдельно — как звучат трели с низкой выстой звука. Песни, записанные в Танзании, значимо (p < 0,001) отличались от песен, записанных как в России, так и в Польше, причем по всем изученным категориям, в то время как различие песен, записанных в Европе, было не таким явным. В целом, 89 процентов всех зимних песен отличались нехарактерной для брачного периода структурой.

Авторы отметили, что подобная вариативность очень часто наблюдается во время сенсомоторной фазы обучения птиц — когда их песенный репертуар только формируется. Это, а также то, что соловьи поют не используемые ими привычные песни, а какие-то другие, может, по мнению ученых, означать, что время, проведенное в теплых странах, они используют для того, чтобы потренироваться в пении или даже расширить свой репертуар.

Пение обыкновенного соловья вообще весьма необычно: например, два года назад ученые показали, что их замедление и ускорение во время исполнения очень походит на свинг, который используется в джазовой музыке. А о жизни соловьев в российских широтах вы можете узнать в подкасте «Где послушать соловья», который мы подготовили совместно с радио «Глаголев FM».

Гориллу впервые полечили от остеоартроза мезенхимальными стволовыми клетками