Европейский авиастроительный концерн Airbus предложил пассажирским самолетам выполнять дальние перелеты группами, организованными наподобие птичьих клиньев. Как пишет Aviation Week, благодаря таким полетам потребление топлива самолетами в полете удастся снизить по меньшей мере на 10 процентов.
Полеты группами в виде клиньев иногда используются военными при перегонке самолетов на дальние расстояния. В полете за самолетами образуются вихревые следы, которые тем устойчивее, чем больше масса летательного аппарата. При полете в группе ведомые самолеты могут использовать вихревые следы в качестве источника дополнительной подъемной силы, что позволяет сократить расход топлива.
В целом же вихревые следы считаются опасными для самолетов, поскольку попадание в них может приводить к потере управления и неправильной работе двигателей. По этой причине, например, в аэропортах применяются временные интервалы между посадками самолетов на одну и ту же полосу — вихревые следы должны успеть ослабеть или рассеяться.
В Airbus полагают, что полеты в группах позволят экономить топливо при длительных перелетах, в первую очередь — трансатлантических. В частности, лайнеры, выполняющие полеты из США в Европу могли бы встречаться в какой-нибудь точке над американским побережьем, формировать клин и перелетать через океан вместе.
В 2020 году концерн планирует провести несколько экспериментальных полетов. Во время одного из них самолет концерна A350-1000 будет лететь за коммерческим A350-900 на расстоянии 2,8 километра. Исследования будут проводиться при поддержке Международной организации гражданской авиации.
Летом текущего года Airbus представил концепт регионального пассажирского самолета Bird of Prey, законцовки крыла которого и хвостовое оперение выполнены наподобие крыльев и хвостов хищных птиц. Сам концепт не планируется воплощать в железе, однако при его проработке конструкторы надеются получить данные, которые можно будет использовать в конструкции будущих пассажирских лайнеров.
Василий Сычёв