Палеонтологи отодвинули начало опыления цветковых растений насекомыми в меловой период

Палеонтологи нашли доказательства того, что насекомые опыляли цветковые растения еще 99 миллионов лет назад, сообщается в Proceedings of the National Academy of Sciences. В бирманском янтаре ученые нашли жука-шипоноску с пыльцой какого-то покрытосеменного на брюшке. Таким образом ученые наглядно показали, что насекомые начали опылять цветковые растения на 50 миллионов лет раньше, чем считалось.
Цветковые (или покрытосеменные) — самая многочисленная группа высших растений. По оценкам ботаников, она насчитывает более 350 тысяч видов. Возраст древнейших найденных на сегодня цветочных окаменелостей не превышает 130 миллионов лет. Впрочем, некоторые исследователи считают, что покрытосеменные появились раньше, примерно 140–250 миллионов лет назад (1, 2). В начале и середине мелового периода (он продолжался со 140 до 66 миллионов лет назад) происходила быстрая диверсификация цветковых растений. Ученые предполагают, что ключевую роль в этом эволюционном процессе сыграло именно опыление цветов насекомыми. В меловом периоде уже существовали жуки, мухи или трипсы, которые опыляли голосеменные растения. Однако прямых доказательств того, что насекомые помогали размножаться и цветковым растениям, до недавнего времени не было. Древнейшее свидетельство опыления покрытосеменных растений насекомыми датируют эоценом, периодом 45–48 миллионов лет.

Теперь палеонтологи из Китая и США показали, что насекомые опыляли цветковые растения за 50 миллионов лет до этого. Они описали новый вид жуков, сохранившихся в бирманском янтаре, возраст которого оценивается в 98,79 миллиона лет. Авторы исследовали образец с помощью оптической и конфокальной микроскопии и компьютерной томографии.

Angimordella burmitina, как назвали новый вид, относился к существующему и сегодня семейству шипоносок (Mordellidae). Строение челюстей у жука в янтаре и современных видов, питающихся пыльцой, было похоже. Но главное, с помощью конфокальной микроскопии ученым удалось увидеть на брюшке и груди жука зерна пыльцы. Они светились во флуоресцентном свете и были хорошо видны на внешних покровах жука. По строению частицы были похожи на пыльцу эвдикот — группы, к которой относится около 75 процентов современных цветковых растений. Древнейшую известную пыльцу эвдикот ученые датируют началом мелового периода, примерно 125 миллионами лет назад.

«Крайне редко можно найти окаменелость, в которой сохранились бы и насекомое, и пыльца», — объясняет один из руководителей исследования Дэвид Дилчер (David Dilcher) из Индианского университета. «Этот образец очень важен, так как это первое прямое доказательство опыления цветковых растений насекомыми. Кроме того, он прекрасно иллюстрирует коэволюцию растений и животных в тот период, когда появилось множество цветковых растений».

Ранее палеонтологи предположили, что цветы научились пахнуть, чтобы привлекать внимание насекомых-опылителей, примерно в это же время, около 99 миллионов лет назад. Исследователи изучили строение цветов, сохранившихся в бирманском янтаре, и нашли у них секреторные ткани, вырабатывающие пахучие вещества.

Новые древние: отмененный улугбекзавр, ныряющий натовенатор, малыш патагопельта