Береговые крабы сориентировались в лабиринте

Береговые крабы могут ориентироваться на местности и запоминать ранее пройденные маршруты, говорится в Biology Letters. Животные четырежды проходили довольно сложный лабиринт и в последний раз сделали меньше ошибок и потратили меньше времени на его преодоление, чем в первый. Более того, они не забыли маршрут и через две недели, и прошли лабиринт даже без приманки, которая обычно ждала их у выхода.

Ученые обнаруживали способность ориентироваться в пространстве у позвоночных и ограниченного числа беспозвоночных животных, в том числе у некоторых насекомых. Из морских беспозвоночных ориентироваться в пространстве умеют осьминоги. Развита ли эта способность у ракообразных, в частности, у десятиногих раков, до недавнего времени было неизвестно.

Исследователи из Университета Суонси во главе с Эдом Поупом (Dr. Ed Pope) предположили, что представители десятиногих раков, береговые крабы (Carcinus maenas), умеют ориентироваться в пространстве. Они живут в разнообразных прибрежных экосистемах, как морских, так и пресноводных, в том числе в болотистой или каменистой местности. Эти животные охотятся на двустворчатых моллюсков, многощетинковых червей и небольших ракообразных. Очевидно, им часто нужно запоминать, где находится добыча.

Для проверки способности береговых крабов ориентироваться в пространстве ученые использовали довольно сложный лабиринт с тремя тупиками и пятью поворотами. В экспериментах участвовали 12 животных. В течение месяца их раз в неделю отправляли в лабиринт, на выходе из которого ученые клали мидию. До этого крабов 3-5 дней не кормили. Эксперимент продолжался, пока краб не проходил лабиринт полностью, но не дольше часа.

После окончания экспериментов с приманкой ученые провели два теста без нее. Через две недели после окончания первой серии экспериментов, крабов еще раз отправили в лабиринт, но еды на выходе из него уже не было. Для контроля ученые провели такой же эксперимент с участием 12 только что пойманных крабов.

Оказалось, что береговые крабы могут ориентироваться в пространстве и запоминать маршрут до нужного места. При наличии приманки им понадобилось меньше 25 минут, чтобы полностью пройти лабиринт в первый раз, и около минуты — в четвертый раз. При еженедельном повторении маршрута они путались все меньше. Если в первый раз они поворачивали не в ту сторону, в среднем, 3,5 раза, то в четвертый раз — всего один (p <0.001).

Также выяснилось, что животные могут довольно долго помнить какой-либо маршрут. Во время тестов, которые ученые проводили через две недели после основных, крабы проходили лабиринт в среднем за восемь минут. У только что пойманных крабов результаты были куда хуже (p < 0.0001). Только семь из них прошли лабиринт за час, из них только один добрался до выхода за те же восемь минут, что и экспериментальная группа.

«Это исследование важно, потому что мы знаем, что у насекомых, особенно у муравьев и пчел, есть некоторые впечатляющие умственные способности, но мы не искали ничего подобного у водных беспозвоночных. То, что крабы демонстрируют такие же способности, как у насекомых, в некотором смысле неудивительно, но хорошо, что мы сумели это так ясно показать. Наша работа открывает возможность для более сложных экспериментов. С их помощью можно будет выяснить, как изменение состояния океана может повлиять на способность крабов учиться и приспосабливаться искать пищу в будущем», — говорит Эд Поуп.

Ранее биологи выяснили, что береговые крабы могут есть жабрами. Через них они поглощают аминокислоту лейцин, которая в изобилии содержится в местах их обитания.

Панцири черепах оказались летописью ядерных испытаний