Астрономы обнаружили в атмосфере Сатурна новый тип штормов, который по параметрам занял промежуточное положение между двумя известными ранее классами. Четыре таких вихря наблюдались неподалеку от северного полюса планеты, они повлияли на всю полосу широт шириной в 8000 километров и существовали около 200 дней, пишут авторы в журнале Nature Astronomy.
Газовая оболочка Земли весьма тонка по сравнению с радиусом планеты. Однако у газовых гигантов, то есть Юпитера и Сатурна в случае Солнечной системы, в твердом состоянии находится только ядро, а выше него располагаются жидкие и газообразные слои вещества. В связи с этим на этих телах существуют долговременные движения вещества и мощные штормы, которые хорошо заметны в виде полос и пятен на внешней границе облачного слоя Юпитера.
Ученым было известно о двух типах штормов на Сатурне: крупных и мелких. Первые обычно называют Большим белым пятном по аналогии с вихрем в атмосфере Юпитера. Такой шторм существует несколько месяцев, достигает 10000 километров в размере, по мере движения вдоль параллели планеты вместе с атмосферной циркуляцией позади него тянется белый шлейф, который может опоясать всю планету. Небольшие вихри обычно возникают на несколько дней, а в диаметре примерно на порядок меньше.
Астрономы из Испании, США и Австралии при участии Агустина Санчеса-Лавеги (Agustín Sánchez-Lavega) из Университета Страны Басков описали новый, промежуточный тип штормов на Сатурне. Авторам удалось заметить четыре последовательно появившихся таких возмущения, все они возникли и исчезли в 2018 году, причем первый вихрь продержался дольше всех — 214 дней. Их диаметр составлял порядка 4-8 тысяч километров. Все наблюдавшиеся штормы двигались вдоль параллели около 70 градусов северной широты, причем последний, наблюдавшийся в течение всего 10 дней, наблюдался менее чем в одном градусе южнее границы полярного шестиугольного вихря.
Авторы использовали данные множества телескопов, как наземных, так и космических, но в основном это были инструменты оптического диапазона. В связи с этим пока неизвестно, сопровождаются ли средние штормы молниями, которые лучше всего видно в радиоволнах. При этом известно, что малые вихри порождают около одной вспышки в минуту, а Большое белое пятно — несколько разрядов в секунду. Также авторы провели моделирование процессов, которое показало, что энергия средних штормов примерно в 10 раз больше, чем у малых, но составляет всего одну сотую от энергии крупных.
Отдельный интерес представляет время появления средних штормов. Большое белое пятно наблюдалось всего 7 раз с 1876 года, что говорит о периодичности возникновения на одной и той же широте примерно в 60 лет, а последний раз в районе новых вихрей оно возникало в 1960 году. В связи с этим авторы высказывают гипотезу, что Большое белое пятно 2010 года, которое наблюдалось намного южнее, израсходовало так много энергии атмосферы, что в 2018 году вместо еще одного Большого белого пятна возникла только серия меньших возмущений.
Ранее астрономы засомневались в молодости колец Сатурна, а о завершении самой крупной миссии по исследованию этой планеты мы писали в материале «Большой финал "Кассини"».
Тимур Кешелеава
Но не все из них станут потом планетами
Астрономы при помощи телескопов VLT и ALMA впервые увидели результаты действия механизма гравитационной нестабильности в планетарных масштабах. Они обнаружили крупные сгустки вещества, могущие быть зародышами планет, в газопылевой оболочке вокруг молодой звезды V960 Mon. Статья опубликована в The Astrophysical Journal Letters. Модель аккреции газа из протопланетного диска на твердое ядро, рождающееся за счет слипания пылевых частиц и планетезималей, считается основной для объяснения формирования газовых гигантов. Однако для экзогигантов и коричневых карликов, находящихся на больших расстояниях от родительских звезд, такая модель подходит хуже, так как время жизни газового диска будет меньше, чем время, необходимое для набора массы объектом. В этом случае модель формирования крупного тела за счет гравитационной нестабильности во внешней части протопланетного диска считается более подходящей, причем лежащие в ее основе физические механизмы могут объяснять и вспышки аккреции вещества на молодые звездные объекты, например фуоры. Группа астрономов во главе с Филиппом Вебером (Philipp Weber) из Университета Сантьяго в Чили опубликовала результаты анализа наблюдений за молодой звездой V960 Mon, проведенных при помощи приемника SPHERE, установленных на комплексе телескопов VLT, в 2016 году. Ученые также использовали архивные данные наблюдений за звездой наземной системы радиотелескопов ALMA. V960 Mon находится на расстоянии около пяти тысяч световых лет от Солнца в созвездии Единорога и относится к фуорам. Она находится в фазе вспышки аккреции с 2014 года и окружена газопылевой оболочкой с массой около 0,6 массы Солнца. Ученые обнаружили вокруг звезды S-образную структуру, у которой обе части состоят из как минимум двух смежных спиральных рукавов. Их протяженность составляет несколько тысяч астрономических единиц. Вблизи звезды наблюдается яркий компаньон, а в спиральных рукавах заметны сгустки вещества, которые при температуре в 50 кельвин могут содержать от 3 до 10 масс Земли в твердой фазе и около 1-3 масс Юпитера в виде газа. Обнаружение сгустков планетарной массы означает, что спиральные рукава фрагментируются за счет гравитационной нестабильности, а сами сгустки могут быть зародышами планет. Однако в дальнейшем часть из них может распасться, упасть на звезду или быть выброшенными прочь из системы, породив планеты-изгои. Ранее мы рассказывали о том, как спиральные рукава указали на гигантскую протопланету.