Британская компания Reaction Engines, занимающаяся разработкой относительно компактного гибридного гиперзвукового ракетного двигателя SABRE, провела первые испытания его системы предварительного охлаждения воздуха на гиперзвуковой скорости воздушного потока, который проходил через него. Согласно сообщению компании, состоявшиеся проверки прошли полностью успешно.
Гибридный ракетный двигатель SABRE, разработка которого ведется Reaction Engines с 2016 года, на разных этапах полета будет использовать для сжигания топлива атмосферный кислород, а затем жидкий кислород. Силовая установка получит универсальные камеру сгорания и сопло.
На старте и при разгоне SABRE будет работать как обычный прямоточный реактивный двигатель, используя для сжигания топлива воздух. Этот воздух будет подаваться в газогенератор по обводным воздухозаборникам, идущим вокруг системы подачи топлива и окислителя.
При достижении скорости в 5 чисел Маха силовая установка будет переходить в ракетный режим, в котором воздухозаборники будут перекрыты, а в воздуховоды начнет небольшими порциями подаваться жидкий кислород. В качестве топлива для двигателя планируется использовать жидкий водород.
Для эффективной работы двигателя на скоростях до 5 чисел Маха включительно поступающий в двигатель воздух будет охлаждаться Для этого создается многоступенчатая система охлаждения, которая, согласно проекту, должна будет охлаждать воздух с 1 тысячи градусов Цельсия до −150 градусов.
Многоступенчатая система охлаждения, включающая в себя и предохладитель, аппарат предварительного охлаждения воздуха, представляет собой сеть из 16800 тончайших трубок. В сами трубки под давлением в 200 бар (197 атмосфер) подается жидкий гелий, выполняющий роль теплоносителя.
Во время испытаний предохладителя на скорости 5 чисел Маха разогретый газ подавался от работающего реактивного двигателя. Температура газа составила 1000 градусов Цельсия. Разработчики утверждают, что предохладитель со своей задачей справился, правда, не уточняют, до какой именно температуры аппарату удалось снизить температуру газа.
Ранее сообщалось, что при испытании на скорости потока в 5 чисел Маха температура газа должна будет составить 982 градуса Цельсия, а предохладитель должен будет снизить ее до 93 градусов Цельсия.
Параллельно с испытаниями системы охлаждения Reaction Engines занимается и сборкой первого образца нового гибридного двигателя. Проект SABRE компания защитила в марте текущего года. Испытания полностью собранной силовой установки планируется провести в 2020-2021 году.
Василий Сычёв