Британская компания Reaction Engines защитила эскизный проект относительно компактного гибридного гиперзвукового ракетного двигателя SABRE, который будет эффективно работать как в атмосфере, так и в вакууме. Согласно сообщению Европейского космического агентства, теперь в ближайшие полтора года разработчики проведут испытания отдельных узлов новой силовой установки.
Эскизное проектирование является одним из первых этапов в программе разработки любой техники. На этом этапе конструкторы определяют возможный внешний вид техники, основные функции, технологии, которые могут быть в ней использованы, предварительные конструкторские решения.
Благодаря защите проекта Reaction Engines сможет приступить к сборке и испытаниям отдельных узлов SABRE. В частности, демонстратор газогенератора силовой установки, работающий на атмосферном воздухе и жидком водороде, будет проходить испытания в строящемся исследовательском центре в британском Бакингемшире.
Разработка гибридного ракетного двигателя SABRE ведется с 2016 года. По итогам этой программы планируется создать силовую установку, габариты которой будут соответствовать габаритам турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой F135, устанавливаемого на американские истребители F-35 Lightning II. Его длина составляет 5,6 метра, а диаметр — 1,2 метра.
Согласно проекту, двигатель получит универсальные камеру сгорания и сопло. На старте и при разгоне SABRE будет работать как обычный прямоточный реактивный двигатель, работая на атмосферном воздухе и жидком водороде. На этом этапе воздух будет подаваться в газогенератор по обводным воздухозаборникам, идущим вокруг системы подачи топлива и окислителя.
При достижении скорости в 5 чисел Маха двигатель будет переходить в ракетный режим, в котором в качестве окислителя будет использоваться уже жидкий кислород. Воздуховоды же будут перекрываться. В ракетном режиме двигатель сможет обеспечить разгон до скорости в 25 чисел Маха. Ранее сообщалось, что испытания полностью собранной силовой установки могут состояться в 2020-2021 году.
Сегодня несколько компаний по всему миру занимаются разработкой новых двигателей для перспективных ракет-носителей. Предполагается, что благодаря этим разработкам космические запуски удастся сделать проще и дешевле. Подробнее о наиболее интересных проектах вы можете почитать в нашем материале «Установки на будущее».
Василий Сычёв
Спускаемый модуль завершил основную научную программу
Спускаемый модуль индийской лунной миссии «Чандраян-3» завершил основную научную программу и ушел в спячку. Перед этим модуль запустил двигатели и совершил короткий вертикальный прыжок для экспериментальной проверки возможности повторной посадки, сообщается в твиттере ISRO. «Чандраян-3» в составе спускаемого и перелетного модулей, а также лунохода, полетел в космос в июле этого года, а 23 августа успешно высадился в южной приполярной области Луны. Для Индии это была первая успешная посадка своего аппарата на Луне. Шестиколесный ровер «Прагъян» за две недели успел проехать сто метров и исследовать состав реголита, прежде чем завершить работу. Спускаемый модуль за это время услышал потенциальное лунотрясение, измерил плотность окололунной плазмы и оценил температуру реголита. 3 сентября 2023 года спускаемый модуль провел прыжковый эксперимент — вначале свернул научные приборы, затем запустил двигатели и взлетел на 40 сантиметров вверх, а затем прилунился на расстоянии 30–40 сантиметров от исходной зоны и вновь развернул научные приборы. Прыжок представлял собой демонстрацию возможности повторной посадки. 4 сентября спускаемый модуль отключил научные приборы, передал накопленные данные на Землю и стал готовиться к переходу в спячку на время лунной ночи, оставив включенным приемник. Команда «Чандраяна-3» надеется, что 22 сентября 2023 года и модуль и луноход смогут проснуться, однако изначально они проектировались на работу во время лунного дня и не оснащены системами внутреннего обогрева на время ночи, поэтому основные научные программы обоих аппаратов считаются завершенными. Ранее мы рассказывали о том, как «Чандраян-1» помог найти признаки присутствия водяного льда в районе полюсов Луны.