Трилобиты «встали в очередь» для размножения или бегства от опасности

Палеонтологи описали необычное коллективное поведение трилобитов, живших около 480 миллионов лет назад, говорится в Scientific Reports. Животные выстроились в цепочки и куда-то двигались, возможно, касаясь друг друга антеннами. Ученые предположили, что трилобиты либо шли на место размножения, либо спасались от разыгравшегося шторма. Но до цели животные не дошли — они погибли, видимо, задохнувшись в сероводороде, который появился в воде во время шторма.

Ученым известны многие примеры коллективного поведения и групповой миграции современных членистоногих. Например, молодые нелетающие особи саранчи собираются в большие группы во время кормления. Представители настоящих лангустов мигрируют большими группами, чтобы защититься от последствий штормов или добраться до места размножения. Скопления окаменелостей трилобитов тоже указывают на то, что эти представители членистоногих образовывали группы, чтобы вместе кормиться, размножаться или укрываться от опасности. Гораздо менее понятно, как вели себя кембрийские членистоногие, жившие около 525 миллионов лет назад и найденные в Китае. Они непонятно зачем выстраивались в горизонтальную цепочку. Возможно, это был вид коллективного поведения, напоминающий поведение современных сальп — морских животных, которые собираются в длинные цепи во время размножения. Палеонтологи находили и похожие кластеры трилобитов, которые, возможно, откладывали яйца, укрывались от опасности или одновременно линяли.

Жан Ваннье из Лионского университета и его коллеги из Франции, Швейцарии и Марокко привели еще один пример необычного коллективного поведения трилобитов Ampyx priscus, которые жили около 480 миллионов лет назад, в начале ордовикского периода. Ученые нашли окаменелости 105 выстроившихся в цепочки друг за другом животных в отложениях Фезоуата в Марокко. В цепочках было от трех до 22 особей, в подавляющем большинстве взрослых.

По мнению авторов это были не механические скопления, которые образовались под действием придонного движения воды. Скорее всего, группа трилобитов куда-то направлялась, но их засыпало землей во время шторма. Об этом свидетельствуют результаты анализа донных отложений. Ученые предположили, что в них содержалось достаточно большое количество сероводорода. Во время шторма, перемешавшего осадок, ядовитое вещество попало в воду и животные практически сразу погибли. Ранее палеонтологи таким образом объясняли быструю смерть и последующую хорошую сохранность окаменелостей скоплений трилобитов девонского периода.

Авторы предполагают, что перед смертью животные двигались друг за другом по дну небольшими группами. При этом они либо касались друг друга антеннами, либо держались вместе с помощью химической коммуникации. Вероятнее всего, предполагают ученые, что трилобиты собрались в цепочку не для кормежки, иначе в окаменелостях сохранились бы чужеродные остатки. Скорее, они шли на место размножения или пытались уйти в безопасное место подальше от шторма.

Недавно окаменелости косяка рыб, живших около 50 миллионов лет назад, помогли палеонтологам разобраться в их коллективном поведении. Оказалось, что каждая особь старалась держаться от своих собратьев на определенном расстоянии. Если оно сокращалось, рыба отплывала дальше, если увеличивалось, наоборот, подплывала ближе.

В Шёнингене обнаружили 300-тысячелетние следы ног вымерших людей