С Байконура запустили первый коммерческий аппарат для перемещения спутников

Российская ракета-носитель тяжелого класса «Протон-М» 9 октября 2019 года успешно стартовала с космодрома Байконур в Казахстане. Старт ракеты состоялся в 13:17 по московскому времени, а отделение первой ступени — в 13:20. Трансляция запуска велась на странице «Роскосмоса» ВКонтакте. Ракета-носитель должна вывести в космос спутник связи Eutelsat-5WB и первый в истории коммерческий космический аппарат продления миссии (MEV, Mission Extension Vehicle), предназначенный для перемещения и поддержания на орбите старых спутников.

Согласно программе, время вывода космических аппаратов на рабочую орбиту с перигеем 12 тысяч километров составит 15 часов 54 минуты. Общая масса двух аппаратов на разгонном блоке «Бриз-М» составляет 5,2 тонны. Отделение спутника Eutelsat-5WB и космического аппарата MEV-1 от разгонного блока будет произведено с разницей в 18 минут 20 секунд.

В этом запуске спутник связи Eutelsat-5WB выступает основной нагрузкой, в то время как MEV-1 — попутной. Аппарат для продления миссии был разработан американской компанией Orbital ATK, которая в 2018 году стала частью корпорации Northrop Grumman. Этот аппарат должен будет пристыковаться к спутнику связи Intelsat 901, выведенному на геостационарную орбиту в июне 2001 года. У спутника заканчивается топливо, необходимое для корректировки положения аппарата на орбите.

Согласно планам разработчиков, MEV-1 должен будет некоторое время провести на геостационарной орбите. Между тем, спутник Intelsat 901 должен будет с помощью собственных двигателей сойти с занимаемой орбиты и перейти на орбиту захоронения, расположенную 322 километрами выше. В январе будущего года специалисты Northrop Grumman попытаются вывести MEV на новую орбиту Intelsat 901 и пристыковать его к спутнику. Если стыковка пройдет успешно, специалисты проведут серию испытаний.

В случае, если все запланированные испытания MEV-1 пройдут успешно, этот космический аппарат должен будет перевести спутник Intelsat 901 на новую орбиту, с которой он возобновит работу. Согласно проекту, в перспективе аппараты MEV можно будет использовать не только для продления миссии спутников, но также для последовательного перемещения нескольких спутников по орбитам и дозаправки космических аппаратов. Другие подробности о MEV не раскрываются.

В свою очередь спутник Eutelsat-5WB должен будет заменить на орбите устаревший спутник Eutelsat-5WA. Аппарат оснащен 35 транспондерами, работающими в Ku-диапазоне. Он будет вещать преимущественно на Францию, Италию и Алжир. Масса аппарата составляет около 3 тонн. Он оснащен двумя развертываемыми солнечными батареями и аккумуляторами. Расчетный срок активного существования космического аппарата составляет 15 лет.

Станция Psyche получила обновление программного обеспечения