Ученые проанализировали биомаркеры сточных вод и получили информацию о том, что едят и какие лекарства и наркотики употребляют представители разных социально-экономических групп. Образцы сточных вод авторы получили на очистных станциях, обслуживающих пятую часть населения Австралии. Статья опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Анализ состава сточных вод дает ценную информацию о здоровье и образе жизни людей. Определение содержания конкретных маркеров может рассказать, например, какие лекарственные и наркотические вещества употребляют люди, проживающие в различных районах или общинах. Ранее ученые изучали по сточным водам употребление кокаина и метамфетамина, табака и кофеина, лекарств, применение средств бытовой химии и не только.
Два недавних исследования использовали эпидемиологию, основанную на анализе сточных вод, для изучения социальных факторов, влияющих на здоровье. В одном из них ученые показали, что в Афинах с 2010 по 2014 год трудности в здравоохранении и проблемы, связанные с мерами жесткой экономии, совпали с увеличением потребления транквилизаторов бензодиазепинового ряда, антидепрессантов и наркотиков на фоне снижения потребления антибиотиков и нестероидных противовоспалительных средств. Другое исследование, проведенное в Пекине, фокусировалось на связи между использованием лекарств и средств личной гигиены с плотностью населения и типом застройки.
Австралийские ученые из Квинслендского университета под руководством Фила Чоя (Phil M. Choi) сопоставили состав сточных вод с социальными, демографическими и экономическими данными различных популяций.
Для своей работы авторы использовали социально-экономические метрики, разработанные Австралийским бюро статистики на основании информации о доходе, образовании, занятости, жилищных условиях населения и других факторов. Исходя из этих данных, различным общинам и районам Бюро присваивает популяционный индекс относительных социально-экономических преимуществ и недостатков.
Ученые сопоставили содержание 42 биомаркеров в сточных водах с официальными социально-экономическими данными. Образцы сточных вод авторы собирали в течение одной недели на водоочистных станциях, которые обслуживают 21,1 процентов населения Австралии.
Отличительным свойством этого исследования было то, что помимо лекарств и наркотиков оно рассматривало маркеры пищевых веществ в сточных водах. Так, ученые обнаружили, что метаболиты витаминов В3 и В6 положительно коррелируют с населением, которое имеет преимущества в социально-экономическом плане и может платить за аренду более 470 австралийских долларов в неделю.
Маркеры растительной клетчатки и цитрусовых фруктов также в больших количествах приходили районов с более зажиточным населением, которое чаще посещает колледж или работает на управляющих позициях. Люди с образованием не выше профессионально-технического получают гораздо меньше этих диетических компонентов, исходя из данных научной работы.
Метаболиты витамина Е и искусственных подсластителей в Австралии не продемонстрировали связи с классовым расслоением в реальной жизни: по косвенным данным исследования, их потребление практически не разнится у людей с разным социально-экономическим статусом.
Потребление алкоголя и кофе, согласно анализу сточных вод, также было выше в районах с более дорогой арендой жилья. Курили чаще социально изолированные люди, реже – представители высших и средних классов.
С низким социально-экономическим статусом положительно коррелировало обнаружение маркеров таких лекарственных препаратов, как трамадол, прегабалин, атенолол, большинства антидепрессантов, а также опиатов.
Авторы указывают на ограничения исследования. Так, появление некоторых биомаркеров могло быть связано не с употреблением определенных продуктов, а с их выбросом (например, остатки апельсинов после промышленной переработки). Кроме того, некоторые вещества могли претерпеть изменения в канализационных трубах. Эпидемиология, основанная на анализе сточных вод, также не позволяет точно понять распространенность потребления различных веществ в популяции: то ли их потребляют массово в умеренных количествах, то ли небольшая группа, но много.
Ученые подчеркивают, что состав сточных вод отражает социальные, экономические и демографические свойства соответствующих популяций и дает возможности для изучения социально-демографических факторов популяционного здоровья.
Сточные воды – не единственный необычный источник информации для эпидемиологических данных. Ранее ученые пришли к выводу, что снижение поисковых запросов об инфекционном заболевании говорит в пользу его эффективной вакцинопрофилактики. Эпидемиологические исследования порой грешат неточностями. О примерах ошибок в их метаанализе можно узнать из блога «Вредит ли мясо здоровью: анализ метаанализа».
Андрей Украинский
Они вызвали у него механическую желтуху
75-летний колумбиец поступил в отделение неотложной помощи с жалобами на лихорадку, обесцвеченный стул и боли в животе, которые беспокоили его в течение трех недель. При осмотре врачи отметили повышение температура тела, желтуху и болезненность в правом подреберье. Лабораторные исследования показали воспалительные изменения в организме и повышенное содержание конъюгированного билирубина. Ультразвуковое исследование правого подреберья показало застой желчи в общем желчном протоке и трубчатые структуры внутри него. Пациенту провели эндоскопическую операцию (ретроградную холангиопанкреатографию), во время которой врачи обнаружили червя, выступающего из фатерова сосочка. Это был круглый червь Ascaris lumbricoides — возбудитель аскаридоза. В дальнейшем врачи нашли в этом месте еще двух червей. Случай описан в The New England Journal of Medicine. При аскаридозе из яиц червей в кишечнике выходят личинки, которые через венозные сосуды с током крови попадают в печень, а затем — в легкие. Вместе с бронхиальным секретом, выходящим из легких, личинки проглатываются и вновь возвращаются в тонкую кишку, где из них развиваются половозрелые особи. Пациент проживает на юго-западе Колумбии, где наблюдаются проблемы с доступом к чистой воде. Каждый червь был длиной более 20 сантиметров, их удаляли с помощью баллонного катетера. Дополнительно пациенту назначили альбендазол, и через неделю он стал чувствовать себя лучше.