Американским ученым удалось частично предотвратить овуляцию у кроликов с помощью антидепрессанта, который подавляет женский оргазм. Так как кроличью овуляцию стимулирует совокупление, поэтому результаты исследования показывают, что женский оргазм мог произойти в ходе эволюции от такого типа овуляции. Исследование описано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Биологическое значение оргазма до сих пор в точности не выяснено из-за нескольких противоречивых черт этого явления. С одной стороны, оргазм — довольно сложный процесс, который вовлекает и эндокринную, и нервную, в том числе центральную, системы, а значит, он не мог возникнуть случайно, без длительного давления естественного отбора. С другой стороны, оплодотворение может происходить и без оргазма, то есть он выглядит бесполезным для репродуктивной функции. Другое противоречие заключается в том, что механизм появления оргазма работает далеко не всегда, и, если бы он нес за собой важную биологическую функцию, то проявлялся бы с большей стабильностью.
Одна из гипотез, которые объясняют появление оргазма, связывают его с механизмом, свойственным для древних групп млекопитающих — овуляцией, индуцированной половым контактом. Такая овуляция происходит не циклически, как у людей, а в момент совокупления, как у кошек, хорьков, верблюдов и кроликов. Возможно, оргазм развился из этого механизма, который когда-то был критически важен для успешного оплодотворения.
Михаэла Павличев (Mihaela Pavličev) из Университета Цинциннати и Гюнтер Вагнер (Gunter Wagner) из Йеля решили проверить эту гипотезу экспериментально. Они предположили, что у оргазма и индуцированной овуляции должны быть похожие биохимические механизмы, а значит, на них должны действовать одни и те же химические вещества, например, лекарства.
Один из классов препаратов, которые влияют на оргазм — антидепрессанты из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, или СИОЗС, например флуоксетин (также известный под торговым названием Prozac). Один из его побочных эффектов — подавление оргазма, или аноргазмия, именно поэтому ученые и использовали препарат в своем исследовании.
В ходе первого испытания 12 крольчихам каждый день давали флуоксетин: пяти крольчихам по 2 мг/кг и семи — по 4 мг/кг. Еще девять животных были в контрольной группе. Крольчихи принимали антидепрессанты 14 дней, после чего их спарили с одним и тем же кроликом по имени Фрэнк. После копуляции ученые убедились, что она прошло удачно, взяв мазок из влагалища крольчих, а через день животных умертвили и подсчитали фолликулы, которые прошли овуляцию. Поскольку авторы не нашли статистически значимой разницы между группами разных дозировок, они объединили их результаты в одну. Оказалось, что в группе, которая получала препарат, фолликулов, которые прошли через овуляцию, было на 30 процентов меньше (p = 0,009).
В ходе второго опыта ученые опять лечили крольчих антидепрессантом в течение двух недель (контрольная группа из четырех животных, экспериментальная из пяти), а затем сделали им инъекции хорионического гонадотропина человека (ХГЧ), гормона, который вызывает овуляцию. Через день после инъекции подопытных умертвили и снова подсчитали фолликулы, прошедшие овуляцию. На этот раз между контрольной и экспериментальной группами разница в количестве успешно прошедших овуляцию фолликул составила около 10 процентов, что неразличимо статистически (p = 0,228). Результат этого опыта показал, что флуоксетин действовал на яичники не прямо, а через ЦНС, так как ХГЧ вызывает овуляцию без участия ЦНС.
Флуоксетин не подавил овуляцию совсем, а только уменьшил ее, что по признанию ученых, могло бы поставить под вопрос гипотезу о гомологичности оргазма и индуцированной овуляции. Но у исследования есть ограничение, связанное с метаболизмом кроличьего организма — флуоксетин выводится из него быстрее, чем у человека, и в крови подопытных животных не удавалось создать высокую концентрацию препарата, из-за чего его эффект и мог быть неполным. Повысить концентрацию можно было бы увеличив дозу, но это вызвало бы токсический эффект. С другой стороны, пишут они, флуоксетин и у женщин не всегда подавляет оргазм, а гомология не значит тождество — лапки лягушек и птиц выглядят по-разному, хотя они и гомологи.
Авторы исследования считают, что результаты их работы подтверждают гипотезу о гомологичности оргазма и индуцированной овуляции. Это подразумевает и гомологию нейроэндокринных структур, которые обеспечивают оба процесса.
Мы уже писали более подробно о гипотезе, согласно которой оргазм и индуцированная овуляция родственны друг другу. Те же авторы, которые провели исследование с крольчихами, три года назад и сформулировали эту гипотезу.
Максим Абдулаев
Сначала примат преследовал зверька на земле, а потом выкинул из домика на высокой опоре
Суматранский орангутан (Pongo abelii) из зоопарка австралийского города Перт выбросил лисьего кузу (Trichosurus vulpecula) из своего вольера. Видеозаписью необычного происшествия поделился пользователь реддита под ником j___---h. На коротком ролике виден орангутан, который сидит в домике на высокой опоре. Он выкидывает из него кузу, после чего выбирается наружу сам и смотрит в сторону соседнего вольера, где живут два других орангутана и где, предположительно, приземлилось сумчатое. Судя по всему, кузу не удалось пережить падение (либо орангутан убил его до того, как выбросил из домика). https://www.youtube.com/shorts/wnvodxgv2pw?feature=share В комментариях к видео j___---h сообщил, что сначала орангутан преследовал пробравшегося в его вольер кузу на земле, после чего загнал на опору домика и начал тыкать палкой. В конце концов оба животных оказались в домике, откуда примат и выбросил зверька. По словам сотрудников Пертского зоопарка, дикие лисьи кузу часто пробираются на его территорию, привлеченные пищей для содержащихся здесь животных. Присутствие этих сумчатых в зоопарке считается нежелательными, поэтому с ними здесь борются.