Антидепрессанты помогли связать кроличью овуляцию и женский оргазм

Американским ученым удалось частично предотвратить овуляцию у кроликов с помощью антидепрессанта, который подавляет женский оргазм. Так как кроличью овуляцию стимулирует совокупление, поэтому результаты исследования показывают, что женский оргазм мог произойти в ходе эволюции от такого типа овуляции. Исследование описано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Биологическое значение оргазма до сих пор в точности не выяснено из-за нескольких противоречивых черт этого явления. С одной стороны, оргазм — довольно сложный процесс, который вовлекает и эндокринную, и нервную, в том числе центральную, системы, а значит, он не мог возникнуть случайно, без длительного давления естественного отбора. С другой стороны, оплодотворение может происходить и без оргазма, то есть он выглядит бесполезным для репродуктивной функции. Другое противоречие заключается в том, что механизм появления оргазма работает далеко не всегда, и, если бы он нес за собой важную биологическую функцию, то проявлялся бы с большей стабильностью.

Одна из гипотез, которые объясняют появление оргазма, связывают его с механизмом, свойственным для древних групп млекопитающих — овуляцией, индуцированной половым контактом. Такая овуляция происходит не циклически, как у людей, а в момент совокупления, как у кошек, хорьков, верблюдов и кроликов. Возможно, оргазм развился из этого механизма, который когда-то был критически важен для успешного оплодотворения.

Михаэла Павличев (Mihaela Pavličev) из Университета Цинциннати и Гюнтер Вагнер (Gunter Wagner) из Йеля решили проверить эту гипотезу экспериментально. Они предположили, что у оргазма и индуцированной овуляции должны быть похожие биохимические механизмы, а значит, на них должны действовать одни и те же химические вещества, например, лекарства.

Один из классов препаратов, которые влияют на оргазм — антидепрессанты из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, или СИОЗС, например флуоксетин (также известный под торговым названием Prozac). Один из его побочных эффектов — подавление оргазма, или аноргазмия, именно поэтому ученые и использовали препарат в своем исследовании.

В ходе первого испытания 12 крольчихам каждый день давали флуоксетин: пяти крольчихам по 2 мг/кг и семи — по 4 мг/кг. Еще девять животных были в контрольной группе. Крольчихи принимали антидепрессанты 14 дней, после чего их спарили с одним и тем же кроликом по имени Фрэнк. После копуляции ученые убедились, что она прошло удачно, взяв мазок из влагалища крольчих, а через день животных умертвили и подсчитали фолликулы, которые прошли овуляцию. Поскольку авторы не нашли статистически значимой разницы между группами разных дозировок, они объединили их результаты в одну. Оказалось, что в группе, которая получала препарат, фолликулов, которые прошли через овуляцию, было на 30 процентов меньше (p = 0,009).

В ходе второго опыта ученые опять лечили крольчих антидепрессантом в течение двух недель (контрольная группа из четырех животных, экспериментальная из пяти), а затем сделали им инъекции хорионического гонадотропина человека (ХГЧ), гормона, который вызывает овуляцию. Через день после инъекции подопытных умертвили и снова подсчитали фолликулы, прошедшие овуляцию. На этот раз между контрольной и экспериментальной группами разница в количестве успешно прошедших овуляцию фолликул составила около 10 процентов, что неразличимо статистически (p = 0,228). Результат этого опыта показал, что флуоксетин действовал на яичники не прямо, а через ЦНС, так как ХГЧ вызывает овуляцию без участия ЦНС.

Флуоксетин не подавил овуляцию совсем, а только уменьшил ее, что по признанию ученых, могло бы поставить под вопрос гипотезу о гомологичности оргазма и индуцированной овуляции. Но у исследования есть ограничение, связанное с метаболизмом кроличьего организма — флуоксетин выводится из него быстрее, чем у человека, и в крови подопытных животных не удавалось создать высокую концентрацию препарата, из-за чего его эффект и мог быть неполным. Повысить концентрацию можно было бы увеличив дозу, но это вызвало бы токсический эффект. С другой стороны, пишут они, флуоксетин и у женщин не всегда подавляет оргазм, а гомология не значит тождество — лапки лягушек и птиц выглядят по-разному, хотя они и гомологи.

Авторы исследования считают, что результаты их работы подтверждают гипотезу о гомологичности оргазма и индуцированной овуляции. Это подразумевает и гомологию нейроэндокринных структур, которые обеспечивают оба процесса.

Мы уже писали более подробно о гипотезе, согласно которой оргазм и индуцированная овуляция родственны друг другу. Те же авторы, которые провели исследование с крольчихами, три года назад и сформулировали эту гипотезу.

Максим Абдулаев