Вернувшиеся из космоса мыши зачали здоровых детенышей

Японские ученые не нашли существенных изменений в репродуктивной функции мышей после месяца жизни на МКС. Исследователи обнаружили, что в их сперматозоидах работают те же гены, что и у «земных» мышей, они так же подвижны и фертильны. Кроме того, они не нашли никаких отклонений в росте и развитии ни у детей, ни у внуков подопытных животных. Работа опубликована в журнале Scientific Reports.

Полеты в космос связаны со множеством рисков. Это и стресс во время взлета и посадки, и состояние невесомости, и космическая радиация — все они могут влиять на подвижность, фертильность и состояние ДНК сперматозоидов.

Раньше в космос уже летали крысы, и ученые обнаружили, что они стали производить меньше сперматозоидов. В другом эксперименте в космос отправили замороженные и высушенные сперматозоиды мышей. По возвращении они смогли оплодотворить яйцеклетки, но исследователи нашли в них следы повреждения радиацией.

Теперь Такафуми Мацумура (Takafumi Matsumura) и ученые из Университета Осаки разработали новый способ исследовать влияние пребывания в космосе на репродуктивной способность мышей. Они отправили на МКС две группы животных: одна провела 35 дней в условиях микрогравитации (то есть фактически в невесомости), а для другой с помощью центрифуги искусственно создали условия гравитации, аналогичные земным. Третья группа жила на Земле и служила контролем.

После возвращения животных из космоса, авторы работы проверили состояние их половых желез. Они обнаружили, что вспомогательные железы — предстательная железа и семенные пузырьки — уменьшились в размерах у обеих «космических» групп по сравнению с контрольной. Тем не менее, гистологически они ничем не отличались, и профиль экспрессии генов также совпал у всех трех групп, не демонстрируя никаких признаков патологии.

Затем исследователи изучили состояние сперматозоидов у подопытных мышей. У всех трех групп они не отличались морфологически. Сперматозоиды обеих «космических» групп животных немного медленнее плавали по прямой, но в остальном сохраняли подвижность. Их ДНК была такой же длины, что и у «земных» мышей — то есть не несла дополнительных разрывов. Наконец, сперматозоиды всех трех групп с одинаковым успехом — около 87 процентов — оплодотворили мышиные яйцеклетки.

Эмбрионы, которые получились из этих яйцеклеток, ученые подсадили самкам, и те родили здоровых мышат. Ни по внешним признакам, ни по скорости роста они не отличались друг от друга. Их скрестили друг с другом и получили третье поколение мышей, в котором исследователи также не обнаружили следов космического прошлого их дедов.

Авторы статьи заключают, что никакого влияния микрогравитации и полета в космос на репродуктивную способность мышей им обнаружить не удалось — ни внешнего, ни на молекулярном уровне. Правда, они не исключают, что эффект может проявиться на другом уровне — эпигенетическом, как было в недавнем эксперименте с астронавтами-близнецами, один из которых отправился на МКС, а второй в качестве контроля жил на Земле. Подробнее об этой истории читайте в нашем материале «Эксперимент близнецов».

Механизм развития синдрома Ангельмана связали с пресинаптическими рецепторами