Департамент транспорта Нового Южного Уэльса (Австралия) объявил об использовании камер с компьютерным зрением для борьбы с водителями, которые пользуются телефонами во время езды. Система, которая делает снимки автомобилей и самостоятельно анализирует, пользуется ли водитель гаджетами, за полгода тестовых испытаний уже обнаружила 100 тысяч нарушений. К декабрю по всему штату планируют установить 45 камер, передает Associated Press.
Из-за повышенного риска возникновения ДТП по вине водителя во многих странах действует запрет на пользование телефонами или другими гаджетами во время езды. Речь, разумеется, идет о прямом использовании, например, переписке во время езды или чтении с экрана: отвечать на звонки с помощью надеваемых или устанавливаемых прямо в автомобиле гарнитур, а также пользоваться телефоном для навигации можно, если устройство не отвлекает от дороги.
Для того, чтобы повысить безопасность водителей и пешеходов, правительство Нового Южного Уэльса последние полгода тестировало технологию автоматического определения водителей, которые во время езды пользуются гаджетами. Система состоит из двух камер, одна из которых снимает регистрационный номер автомобиля, а другая — его салон через лобовое стекло. Полученные снимки анализируются алгоритмами компьютерного зрения: информации о специфике их работы нет, но известно, что они используются для того, чтобы исключить из выборки всех фотографий снимки тех, кто телефонами не пользуется. Перед тем, как выписать водителю штраф (он составляет 344 австралийских доллара — почти 15 тысяч рублей) снимки еще раз проверяет человек.
За полгода тестовых испытаний система совершила 8,5 миллиона проверок: из них удалось выделить 100 тысяч случаев использования гаджетов за рулем, включая, к примеру, водителя, который пользовался одновременно телефоном и планшетом.
По оценкам ведомства, новая система позволит предотвратить около ста случаев серьезных травм и смертей по вине отвлекающихся на телефон водителей в год. К декабрю этого года по всему штату планируется установить 45 таких систем: некоторые поставят на дороге, в то время как другими оснастят специальные фургоны, которые будут ездить по дорогам. К 2023 году департамент транспорта планирует проводить 135 миллионов подобных проверок ежегодно.
Разумеется, проблемой отвлекающихся водителей озабочено не только правительство. В прошлом году американская компания Affectiva показала систему, которая анализирует состояние водителя и положение его головы и оценивает, насколько он отвлечен от дороги.
Елизавета Ивтушок
Она поможет трактористам снизить риск потери слуха
Корейские инженеры изучили природу и характеристики шума, попадающего в кабину работающего трактора воздушным путем. С помощью звукоизоляции щелей и испытаний на стенде в полубезэховой камере они добились снижения высокочастотной нагрузки на водителя почти вдвое. Исследование опубликовано в Scientific Reports. В некоторых профессиях существуют факторы риска, которые способствуют развитию тех или иных специфичных заболеваний. Известно, что водители тракторов имеют более высокие шансы потерять слух, нежели представители большинства других профессий. Сообщалось также, что изменение шума в кабине сказывается на производительности труда трактористов. По этой причине инженеры вместе с физиками активно ищут способы борьбы с этим вредным фактором. Существует два общих пути, по которым шум попадает в кабину: структурный и воздушный. Первый вызван вибрациями конструкционных элементов, из которых сделана кабина, и доминирует на частотах ниже 250 герц. Второй проникает через разнообразные щели и отверстия и как правило имеет высокие частоты. Несмотря на общее понимание того, как с ним бороться, в литературе нет данных о влиянии звукоизоляции на отдельные частоты воздушного шума. Неизвестно также, какие именно компоненты работающей техники вносят основной вклад в такой шум. Ответить на эти вопросы смогло исследование корейских инженеров под руководством Ён Джуна Пака (Young‑Jun Park) из Сеульского национального университета. Исследователи провели испытания с работающим трактором в полубезэховой камере и разобрались, из чего состоит воздушный шум, проникающий в кабину. Исследователи показали, что звукоизоляция щелей способна ощутимо снизить этот вредный фактор. Техника, использованная в эксперименте, обладала четырехцилиндровым дизельным двигателем мощностью 104,5 киловатта. Авторы проверяли шум от работы трактора на 16 передачах переднего хода, а также на нейтральной передаче. Для этого они размещали в салоне испытательный стенд с двумя микрофонами, имитирующими уши тракториста. Инженеры измеряли звуковое давление в обоих каналах в зависимости от показаний тахометра и усредняли его по шкале А . С ростом передачи шум немного возрастал от 87 до 89 децибел и был больше с правой стороны. Анализ спектрограмм показал, что основными источниками звука в кабине трактора были кратные частоты шума от двигателя, шум впуска и выпуска, шум шестерен трансмиссии и входной шестерни гидравлического насоса, а также шум шин. Наиболее целесообразным при этом было бороться со звуком на частотах, выше 500 герц. С помощью звуковой камеры исследователи выявили более 20 тысяч квадратных миллиметров площади, которую требовалось звукоизолировать. Она включала себя пространство между машинным отделением и приборной панелью, отверстие в задней части кабины и щель вокруг рычага стояночного тормоза. Авторы обработали эти места с помощью полиуретановой пены, резиновых втулок, а также двухмиллиметровой стальной пластины. Измерения показали, что такая процедура снизила шум в кабине в среднем на 4-6 децибел, что эквивалентно снижению звукового давления внутри кабины наполовину. Авторы считают, что их наработки позволят в будущем повысить безопасность и эффективность сельскохозяйственных работ. Шум мотора мешает не только водителю, но и окружающим. О том, как с этим борются на автогонках, мы рассказывали в материале «Тише едешь».